В диапазоне от Бетховена до «Куин»
04 мая, 2023 12:25 | Культура | Павел Николаев
 
\
 
...Только не надо вспоминать анекдоты про Бетховена на балалайке! Саксофон - инструмент симфонический, а значит, благородный. И еще неизвестно, как бы воспринял в оркестре Людвиг наш ван, революционер в музыке, новоявленный саксофон, доживи он до его изобретения в 1842 году. Почему-то думается, что с воодушевлением.
 
Шаги судьбы
А первая часть бетховенской симфонии № 5 с легендарными «шагами судьбы» прозвучала в нашей филармонии в исполнении Российского квартета саксофонистов в самом начале концерта, сразу показав, что в Мурманск приехали классные музыканты. К слову, «игра в классики» в ансамбле идет со дня основания, мне довелось послушать в Интернете и Баха, и Вивальди в переложении для их четырех инструментов.
 
13 лет в этом году исполняется ансамблю выпускников Академии музыки им. Гнесиных, но впервые духовая четверка, объехавшая с концертами полстраны, забралась за полярный круг. Ансамбль авторитетный, недаром накануне выступления на сцене музыканты дали в Мурманском колледже искусств мастер-класс по просьбе студентов, предварительно списавшихся с москвичами по Интернету.
 
А вот многочисленные ученики музыкальных школ Североморска не успели этого сделать, и ваш корреспондент после концерта наблюдал, как ребята договаривались с москвичами о мастер-классе для них в следующий приезд.
 
Собственно, североморцы вместе со студентами МКИ составили едва ли не половину публики, пришедшей на концерт в минувшую субботу. К слову, еще за неделю на кассе филармонии был вывешен аншлаг, и перед началом концерта билеты спрашивали даже на крыльце.
 
Думать по-другому
Саксофонов за 180 лет придумано более десяти разновидностей. Наши гости используют четыре самых распространенных: сопрано (Владимир Кознов), затем по мере понижения звука - альт (Геннадий Полуяктов), тенор (Станислав Пялов) и баритон (Илья Богомол). Это общепринятый состав саксофонной группы как симфонического оркестра, так и джазового биг-бенда.
 
Играет квартет в общепринятой академической манере, которая в джазовом варианте вполне соответствует стилю кул-джаза, яркий представитель которого саксофонист Пол Десмонд из квартета Дейва Брубека нравится всем четверым.
 
- А чем отличается джазовый саксофон от классического? - спрашиваю гостей.
 
- Джазовый саксофонист думает по-другому! - с улыбкой отвечает тенор-саксофон Станислав Пялов. - Ну, есть и механические различия, в джазовом инструменте - измененные мундштук и трость... Но думать иначе куда как важнее! Пресловутый «и Козел на саксе» - великий выдумщик...
 
(Для самых молодых читателей поясню, что драматург Виктор Славкин, сочинив фразу «И Козел на саксе», которую запустил в вечность актер Александр Филиппенко, подразумевал, как и весь джазовый круг СССР, большого саксофониста Алексея Козлова.)
 
Соло на баритоне
Отыграв Бетховена, квартет принялся за Бизе, выдав фантазию на темы оперы «Кармен». Здесь надо пояснить, что наши гости не берут «Бабу-ягу» со стороны, а выращивают в своем коллективе. Все без исключения переложения для саксофонов делает Илья Богомол, единственный закончивший до Гнесинки джазовое музучилище, где преподавалась и дисциплина «способы переложений».
 
Закончилось первое отделение пьесой французского саксофониста Филиппа Гайса «Лоскутное шитье», и зал понял: «Вот он начинается, джаз!». По ходу шуточной пьесы музыканты запели без слов на четыре голоса, напомнив мне прием советских джаз-оркестров 30-х годов. В середине 60-х мои родители купили остромодную тогда радиолу на высоких ножках, и я, мурманский школьник, кинулся на рынок на улице Володарского, где давно присмотрел в ларьке уцененных товаров грампластинки на 78 оборотов в минуту стоимостью 5 копеек штука. Джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского чудесно исполнял «Мою красавицу», даже подпевал хором, а непривычно низкий звук саксофона выдавал роскошное соло. Позже один знаток подсказал мне, что это баритон-саксофон...
 
Боже, как вкусно звучал на концерте баритон-саксофон Ильи Богомола! И это притом что чем ниже тон инструмента, тем более емкой дыхалки он требует от исполнителя.
 
Небесное переложение
Однажды мне довелось послушать на видеозаписи контрабас-саксофон. Это огромный агрегат, на котором играют сидя, установив между ног. Он вдвое выше исполнителя, а уж звук выдает - закачаешься. По сути, музыкант вел партию бас-гитары в блюзе в сопровождении рояля и ударных. Вот уж где нужна дыхалка!
 
Но сначала нужны - вы правильно догадались - деньги... Такой штучный инструмент изготавливают только на заказ, причем по цене среднего элитного автомобиля. Наши ребята молоды, у троих семьи и дети, они дружат вне музыки, любят совместный пикничок под шашлычок. Пока не до такого контрабас-мерседеса.
 
Владимир Кознов рассказал во втором отделении байку, как, вылетая на гастроли на Камчатку, ребята получили с телевидения условие конкурса ансамблей. Нужно было переложить «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна под себя, и Илья Богомол корпел над нотной бумагой на высоте 10 тысяч метров 12 часов туда и 12 часов обратно. По прилете в Москву выяснилось, что конкурсную музыкальную тему поменяли... Но зато она изумительно прозвучала в Мурманске. Небесное переложение.
 
Наконец дело дошло до «Богемской рапсодии» группы «Куин». И тут, на мой слух, ребята тонко обозначили звуки песни «Я не влюблен» группы «10 СС», на полгода опередившей в 1975 году «Богемскую рапсодию» и вдохновившей Фредди Меркьюри. Ну а в концовке сопрано, альт и тенор по очереди выдали на своих инструментах интересную обработку соло на гитаре Брайана Мэя.
 
«Дай же ты всем понемногу...»
Но самые джазовые соло наш квартет приберег напоследок. В незабываемой мелодии Андрея Петрова «Я шагаю по Москве» искусно солировали сопрано и альт. И здесь позволю себе небольшое замечание. Закроешь глаза, и со сцены звучат два кларнета или флейта и гобой. Это явная особенность академического исполнения. Ведь и в международном кул-джазе неискушенный слушатель часто путает на слух саксофон и кларнет. И только конечную ноту тенор Станислав Пялов взял с изысканной джазовостью, обозначив ярко выраженную хрипотцу.
 
- Не трудно ли хрипеть на саксофоне? - спросил я за кулисами музыканта.
 
- Нет, нисколько. Это всего лишь один из технических приемов...
 
Завершился концерт знаменитой фанк-песней Джеймса Брауна «I Feel Good» («Мне хорошо»). Здесь, подчиняясь ее ритму, сопрано и баритон начали поочередно приседать с саксофонами вокруг солировавшего тенора, изображая своего рода пожарную помпу. Уже давно развеселившийся зал буквально захохотал.
 
Изумительный концерт. Первая встреча мурманчан с прекрасным ансамблем. Как пел Булат Окуджава, чей день рождения мы отметим тоже 9 мая: «Дай же ты всем понемногу и не забудь про...» Скажем, про дорогущий контрабас-саксофон для этих замечательных ребят.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 04.05.2023