На заполярной сцене блеснул девичий (почти) джаз-ансамбль из Москвы
09 марта, 2023 08:20 | Культура | Павел Николаев, Фото: Лев Федосеев
 
 
Вы, конечно, помните старинную кинокомедию «В джазе только девушки» (в американском оригинале «Некоторые любят погорячей», 12+). Вот и в Заполярье приехал накануне Женского дня джазовый квартет (12+), на три четверти состоящий из девушек. Единственным представителем сильного пола в составе оказался опытный барабанщик Игорь Ямпольский, да и то, наверное, потому, что хорошие барабанщицы, особенно в джазе, - птицы редкие, из очень Красной книги. 
Как бы там ни было, такого веселого и заражающего весельем публику ансамбля стены филармонии давненько не видели и не слышали. Тем более что лидер квартета - певица Анастасия Иванова - еще и лихо солирует на тромбоне. Поэтому порой рождалось ощущение, что на сцене даже не квартет, а квинтет.
 
Пятый игрок квартета
По моему глубокому убеждению, определяет успех той или иной певицы репертуар. В зале филармонии северяне присутствовали практически на обкатке новой программы нового ансамбля Анастасии Ивановой «Элла и Луи» (12+), посвященной творчеству двух корифеев джаза Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга. Элла, к слову, одна из любимых певиц Анастасии, которой она еще в детстве пыталась немножко подражать. 
А детство Ивановой прошло в уральском городе Снежинске. Мама - преподаватель фортепиано, и поэтому с четырех лет девочка сжилась с музыкой. Начинала как вокалистка, но прослушивание записей подтолкнуло к джазовому вокалу. Пришли первые победы - сперва на региональных, а затем всероссийских конкурсах юных джазовых дарований. Поступила в Гнесинку, причем по классу тромбона, к которому сызмальства питала особую страсть. По восемь часов в день до сих пор репетирует на тромбоне. «Пока губы не занемеют!» - говорит мне Иванова за кулисами филармонии. И хохочет. 
Постоянная улыбка - еще одна фишка барышни с редкой фамилией. Именно с улыбки начала она концерт, спев знаменитый номер Эллы Фитцджеральд «Dream a Little Dream of Me» («Помечтай немного обо мне»), более известный в СССР и России в исполнении американской рок-группы 1960-х «Мамас и Папас». С первых же нот зрители ощутили класс ансамбля - мощный густой звук контрабаса Ксении Савченко, россыпь пианистки Анны Левковцевой и строгий, не акцентированный ритм барабанов Игоря Ямпольского. 
Когда же вступил после вокала тенор-тромбон, стало очевидно: на сцену словно бы вышел пятый музыкант.
 
Говорящие песни без слов
Тромбон никогда не был ведущим инструментом ни в симфонических, ни в джазовых составах. Правда, без него на заре джаза не обходился ни один популярный диксиленд, но так, не на первых ролях, в отличие, скажем, от саксофона. Говорящий сам за себя пример: мало кто сейчас вспомнит, что, к примеру, дирижеры популярнейших когда-то джаз-оркестров Гленн Миллер и Рэй Конифф начинали как тонкие тромбонисты. 
Инструмент сложный из-за движущейся кулисы, передвигая которую музыкант меняет высоту звука. Поначалу тромбон Анастасии Ивановой звучал, пожалуй, слишком академично, но во втором отделении она разошлась. Вызывающе ярко прорвались эксцентричные, срывающие улыбку с губ слушателя так называемые рычащие пассажи тромбона, за которые его и любят. Кроме того, Анастасия начала применять сурдину, прикрывая раструб инструмента, что вызывает очевидный юмористичный эффект. Словом, хохмила. 
Когда же Иванова взялась за песню Эллы Фитцджеральд «Нет больше грусти», то в своем исполнении раскрыла главную особенность американской певицы - неповторимое умение петь без слов с изумительными вокальными украшениями, мелизмами. Браво, Настя!
 
Анастасия Иванова.
 
Какой концерт без «Каравана»?
Вошел во вкус и весь квартет. Послышались поочередные соло фортепиано, контрабаса, барабанов. Особенно мне понравилась инструментальная импровизация на тему песни 1925 года Винсента Юманса «Tea For Two» («Чай для двоих»), одной из тех мелодий, которые обеспечили джазу вечную жизнь. Контрабасистка Ксения Савченко чудила с инструментом, постукивая по деке двумя руками наподобие ударника, пианистка Анна Левковцева зарядила сложное соло, барабанщик Игорь Ямпольский частил по своим бочечкам, а перед ним стояла с тромбоном, висевшим на правой руке, и дирижировала руководительница квартета. В одном из номеров певица демонстративно подносила микрофон к губам своих подруг, и те подпевали. 
Всем, надеюсь, известен джазовый стандарт Дюка Эллингтона «Караван». В девяноста девяти случаях из ста эта мелодия исполняется без слов в чисто инструментальных вариантах, но Анастасия Иванова вспомнила стихи тромбониста (свой человек!) Хуана Тизола 1936 года и пение любимой Эллы Фитцджеральд 1956 года. Любопытно, что наша гостья и тут не обошлась без веселого комментария со сцены: «Какая ж свадьба без баяна, какой же джаз-концерт без «Каравана»!
 
Ох, уж эта Настя
А где же Луи Армстронг, спросит внимательный читатель. Ну, во-первых, в 1956 году вышел совместный виниловый альбом Элы и Луи, который сейчас переиздан в цифровом варианте. И на нем многие из прозвучавших в Мурманске песен пел и он, велиий Сачмо. Но апофеоз, своего рода осанна Луи Армстронгу прозвучала в самом конце нашего концерта. Представьте, только что отзвучала заключительная песня «Lady Be Good» («Леди будь хорошей») с великолепными фитцджеральдовскими мелизмами, а зал никак не отпускает музыкантов. Требует еще что-нибудь на «бис». 
И Анастасия Иванова сотоварищи грянули знаменитый армстронговский спиричуэлс «Go Down Moses» («Спустись сюда, Моисей») на библейский сюжет. Любопытно, что советские слушатели познакомились с ним гораздо раньше варианта Луи Армстронга, а именно в 1934 году, когда на гастроли в СССР приезжал другой великий чернокожий певец, Пол Робсон. Но это так, к слову. 
Весь концерт я ждал, когда же наша гостья возьмет в руки трубу, на которой, как я по Интернету видел, она тоже играет. Но девушка обошлась в песне Армстронга великолепным соло на тромбоне под сурдину... 
- Я как-то отошла в последнее время от трубы, - пояснила Анастасия вашему корреспонденту за кулисами. 
А жаль, барышня! Но, с другой стороны, джазовая певица, одновременно качественно подыгрывающая себе на тромбоне, - это такая редкость, что и говорить не приходится. Вы помните кинофильм из детства «Ох уж эта Настя»?
 
Ох уж эта Анастасия Иванова!
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 09.03.2023