Джаз и рок в одном флаконе преподнесли северянам
17 ноября, 2022 08:30 | Культура | Павел Николаев
 
Фестиваль Мурманской филармонии, посвященный 100-летию российского джаза, перевалил экватор. Третьим выступившим на нем коллективом стало трио клавишника Владимира Нестеренко из Москвы. Повышенное внимание публики к этому концерту привлек и нюанс: на гитаре и ударных в ансамбле играли земляки: североморец (правда, в прошлом) Вадим Харченко и мурманчанин Сергей Дудецкий.
 
Ты помнишь, как всё начиналось...
Высококлассный клавишник Владимир Нестеренко запросто работает и на электронном органе, и на духовом, и на классическом рояле. Но главное, что мы услышали на концертах (а их было два), - это современный джаз-рок, в отличие от репертуаров оркестра имени Олега Лундстрема и трио саксофониста Армира Ли, тяготеющих к старым добрым джазовым стандартам. 
- Природа звука духового органа, установленного в вашем зале, не очень подходит для джаза,  - говорит пианист, - поэтому основной упор пришлось сделать на электрический хаммонд-орган. 
О, этот легендарный хаммонд, отрада юности! Придя в джаз и рок в середине 60-х, он буквально заставлял трепетать сердца молодых слушателей. До сих пор помню потрясение, когда услышал запись 1967 года композиции «A Whiter Shade of Pale» группы «Procol Harum». Вступление и проигрыши «под Баха» в ней исполнены именно на хаммонд-органе. 
Изобрел этот электромеханический инструмент еще в 1935 году американец Лоуренс Хаммонд. Изначально он был задуман как недорогая альтернатива многочисленным церковным органам. Но довольно быстро покорил и светскую, прежде всего эстрадную, музыку. 
В Советский Союз первый хаммонд попал в 1956-м, им обзавелся ансамбль энтузиаста электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина. Накануне Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года этот ансамбль даже получил статус коллектива Всесоюзного радио и телевидения. А в сверхпопулярном советском кинофильме «Человек-амфибия» (6+, 1961 год) на музыку Андрея Петрова все фантастические подводные кадры шли в том числе и под хаммонд. 
Между прочим, инструмент немаленький. Две клавиатуры, одна над другой, масса переключателей и вес около двухсот килограммов. Такую махину возить с собой себе дороже. Но - современные технологии музыканту в помощь! Владимир Нестеренко использует небольшой электронный блок размером с ноутбук с занесенными в него тембрами настоящего хаммонда, подключаемый к небольшому электропианино. По звуку практически один в один - говорю как слушатель, выросший на хаммонд-органах Билли Престона, Леона Рассела и поляка Кшиштофа Садовского.
 
Сергей Дудецкий. Фото: Лев Федосеев.
 
Сергей Дудецкий. Фото: Лев Федосеев.
 
Контрабасист без надобности
Основу репертуара наших гостей составляют собственные пьесы. Особенно удались, на мой слух, ироничная вещица Владимира Нестеренко «Еще два пива» и композиция Вадима Харченко «Ленивый кофе». К слову, оба названия отсылают нас в заведения общепита, где и живет настоящий джаз десятки и десятки лет.
 
В первой - клавишник затевает шуточный музыкальный диалог с барабанщиком, а во второй - импровизации гитары и органа словно переносят нас в 1979 год, когда выдающийся хаммонд-органист Леон Рассел устроил в студии сессию с большим гитаристом Джей Кейлом. Джаз-рок чистой воды. 
При наличии хаммонда с его достаточно глубоким басом контрабасист или бас-гитарист ансамблю, в общем-то, не нужен. А вот ударник более чем желателен. И наш Сергей Дудецкий не подкачал. Мне уже доводилось писать несколько лет назад об этом талантливом ритмовике, но на этот раз Сергей превзошел себя. Все партии в современном джаз-роке удались ему на ура. 
Итак, музыканты принципиально играют собственные произведения. Но куда ж без джазовых стандартов! В конце первого отделения прозвучала пьеса Джорджа Гершвина «Чарующий ритм», впервые записанная еще в 1926 году для мюзикла «Леди, будь доброй» (16+). В оригинале это песня со стихами, но ее мелодия - одна из самых цитируемых в музыкальном мире. Скажем, еще в 1974 году группа «Дип Пёрпл» вдохновилась ее риффом в своей песне «Burn»... 
Нестеренко наиграл вступление на филармоническом духовом органе, затем перешел к органу электрическому, затем...
 
По ком звенят бокалы?
...затем к акустическому фортепиано! Правда, это было уже на следующий вечер, когда ребята «дали гастроль» в уютном арт-кафе филармонии. Здесь Владимир Нестеренко играл одной рукой на пианино, а другой - на электрооргане. Как и положено по закону жанра, под позвякивание за столиками бокалов с напитками и одобрительные возгласы. 
Лет десять назад североморский гитарист Вадим Харченко, окончив наше музучилище, поехал искать музыкальную судьбу в Москве. На джазовых тусовках сошелся с Владимиром Нестеренко, которому понравились мелодии и манера игры заполярного гитариста. А перед нынешней поездкой в Мурманск позвонили и пригласили в трио однокашника Вадима по училищу Сергея Дудецкого, работающего штатным ударником нашего филармонического оркестра. Одна из пьес авторства Вадима Харченко, прозвучавших на концерте, называется символически «Что же дальше?» 
А дальше вот что. 4 декабря к нам приедет из Москвы ансамбль контрабасиста Сергея Васильева с программой «Джазовый Голливуд» (6+) и столичной певицей. На нашем акустическом «Стейнвее» будет играть уже знакомый нам Владимир Нестеренко. Отметится в большой группе музыкантов на этой же сцене 26 ноября и Сергей Дудецкий в программе «Все краски джаза» (12+).
 
Все краски - кроме серой!
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 17.11.2022