В мурманской филармонии зрители стали звездами и зябликами
15.05.202213:57
 
Птицы в зале
 
Пожалуй, только в мурманской филармонии музыкальными инструментами могут стать даже гардеробные номерки! После премьеры интерактивной оперы «Маленький трубочист» (6+) Бенджамина Бриттена об этом только и разговоры были. Ведь именно благодаря номеркам мурманские зрители этой необычной музыкальной постановки впервые примерили на себя роль сценических артистов, очень достоверно изображая по ходу действия цоканье лошадиных копыт. И это еще что! Вместе с филармоническим хором, украсившем спектакль чувственными сопрано и альтами, зрительный зал с таким воодушевлением подражал пению птиц, что, несмотря на майский снег, оставалось впечатление, будто в город наконец пришла весна. А если сюда еще добавить ночное звездное небо, роль которого с помощью телефонных фонариков вдохновленно сыграл тоже зрительный зал, то картина полученных позитивных эмоций от совместного творчества артистов и гостей музыкального спектакля будет полной.
 
Давно так не хохотали
 
Интерактивный оперный спектакль, поставленный исключительно мурманскими силами – артистами филармонии и студентами колледжа искусств, доказал, что заполярным талантам по плечу даже такие трудоемкие решения. Он стал первым в истории областной филармонии. И этот уникальный дебют был отмечен зрителями как один из самых успешных. Они так вжились в образы интерактивной постановки, что даже в соцсетях свои восторженные комментарии к посту о представлении подписывали исполненными партиями.
 
«Давно я так не хохотала на опере! Сегодня в филармонии на оперном спектакле английского композитора Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист» мне было смешно и весело. До слез! Мы, зрители, разучивали маленькие вокальные партии, пели в размере 5/4, изображали цоканье лошадиных копыт гардеробными номерками, голосами подражали разным птицам: мы с подругой были зябликами. А еще изображали звезды телефонными фонариками. На время вернулись в детство! В общем, спектакль получился интересным, увлекательным, и ушли мы в прекрасном настроении! Готовы были еще попеть», «Спасибо за прекрасное искусство музыки и великолепие голосов, отдельно благодарим за то, что позволили привнести свою частичку в великолепное, волшебное действо. Браво! Ваши вороны и лошадки», «Великолепная идея с вовлечением зрителя. Мы создавали спектакль! Как это было мило и весело», «В Мурманске – опера, на сцене филармонии – Бриттен. Режиссер-постановщик – Екатерина Ефремова, дирижер – Андрей Скороходов. С первых секунд действие захватило зал, зал пел вместе с хором и артистами по указке дирижера, изображая птичью стаю, самозабвенно стучал номерками в нужный момент, публика стала артистом. Получилась опера, все было спето точно и чисто, хорошо звучал оркестр и хор. Артистам удалось перевоплощение, сценический минимализм только усилил ход действия. В этот вечер с мэтрами мурманской сцены вместе творили оперу и студенты колледжа искусств. Очарователен был юный Трубочист – Иван Дудецкий. Это большое музыкальное событие для нашей мурманской сцены. Публика отозвалась нескончаемыми овациями и криками «Браво!». Браво, Ефремова! Браво, Скороходов! Браво, артисты, солисты и хористы – музыканты и мурманский зритель!», «Спасибо большое! Были готовы петь еще. Ваши зяблики», – писали мурманчане в группе Мурманской областной филармонии в соцсети «ВКонтакте».
 
В оперу привел папа
 
Надо отметить, что опера Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист», написанная в 1949 году, была изначально задумана как спектакль-игра в исполнении юных артистов и профессиональных музыкантов при участии зрителей. И мурманчанам удалось с завидной точностью развернуть идею автора.
 
В центре сюжета постановки – мальчик Сэм, которого отец отдает в подмастерья трубочистам. По ходу действия малыш застревает в дымоходе, но дети, оказавшиеся в это время дома, спасают его и прячут в своей комнате. Добрая няня помогает им накормить и отмыть от сажи маленького трубочиста. И после череды приключений новые друзья помогают ему выбраться в сундуке с игрушками на волю, навстречу счастливой жизни.
 
Исполнитель главной роли Ваня Дудецкий учится в 5-й мурманской музыкальной школе. 10-летний артист рассказал в интервью «Вечерке», что спеть партию в опере ему предложил папа, известный барабанщик, музыкант мурманской филармонии Сергей Дудецкий.
 
– Я занимаюсь в музыкальной школе на хоровом и фортепианном отделениях, знаю, что такое вокал, и умею петь, – добавил юный артист. – Это мое первое сольное выступление на большой сцене. У нас подобрался отличный коллектив, с которым ничего не страшно. К тому же поддержать меня пришли мои родители и мой младший семилетний брат Василий. Теперь я точно знаю, что, когда вырасту, буду заниматься музыкой.
 
Мечтатель – это двигатель
 
Атмосферу старой Англии на сцене мурманской филармонии создали дирижер Андрей Скороходов и режиссер Екатерина Ефремова, от которых во многом зависела судьба постановки.
 
– Идея этого проекта возникла у Андрея Скороходова, он по-хорошему мечтатель, а все мечтатели – своеобразные двигатели, – рассказала талантливый мурманский режиссер о том, как рождался музыкальный спектакль. – Андрей загорелся идеей показать такой уникальный оперный спектакль, когда на сцену должны выйти мурманчане разных поколений. И еще зрителей подключить к исполнению оперы, что большая редкость. Когда уже были набраны студенты и были договоренности с музыкантами, Андрей Скороходов столкнулся со мной у филармонии и с ходу спросил: «Катя, ты возьмешься помочь как режиссер?». А я люблю хорошие дела. И, конечно, согласилась. Хотя в моем режиссерском багаже постановка оперы – это дебют. Но тут дебют был фактически у всех, и мы с большим энтузиазмом взялись за дело! Иногда собирались на репетиции даже дважды в день. А в целом репетировали не меньше трех раз в неделю по вечерам после учебы и работы. Часа по два, по три. До закрытия филармонии. Это была очень трудоемкая работа: артисты филармонии и колледжа со сценическими номерами и вокальными партиями. Плюс оркестр. Еще и хор нужно было подключить. А непосредственно на спектакле – еще и зрительный зал. Это был проект мурманского энтузиазма. Горожане бежали с летящей душой после работы и учебы на репетиции допоздна. Это любовь к тому, что ты делаешь. И вера в то, что ты можешь.
 
Остроумный хормейстер
 
Постановка интерактивной оперы вместе с подготовительной работой заняла всего-то три месяца, и это тоже своеобразный рекорд. Над ней трудилось более полусотни музыкантов. Самым многочисленным среди исполнительских команд проекта стал филармонический хор.
 
Хормейстер Тимофей Перминов не скрывает, что поначалу было желание отказаться от участия в постановке. Как он шутит, от греха подальше. Ведь у композитора Бриттена очень прихотливая, сложная палитра, часто меняющиеся несимметричные размеры, причудливая ритмика, очень своеобразный гармонический и мелодический язык. Поэтому он очень непрост и для восприятия, и для исполнения. А в опере это еще усложняется театрализацией, которая отвлекает на себя внимание! И можно просто, что называется, не потянуть. К тому же хор филармонии в это время был занят репетицией программы песен военных лет к Дню Великой Победы. Но, тем не менее, этот серьезный вызов был принят!
 
– Присмотревшись, я понял, что местами можно немного упростить, адаптировать под наш любительский коллектив, – рассказал Тимофей Перминов в интервью «Вечерке». – И после тщательного разбора я утвердился в мысли, что мы осилим эту задачу. Три месяца мы учили оперу параллельно с программой военных песен, что серьезно увеличивало нагрузку. А когда начались сводные репетиции, стало понятно, что наше постоянное присутствие на сцене не увязывается с динамичной, подвижной концепцией легкого театрального представления. Именно поэтому по ходу спектакля хор несколько раз появляется и несколько раз уходит из зала, чтобы, внеся свой колорит, дать простор для действий главных персонажей оперы.
 
Сложности возникли еще и с тем, что хористы стояли не на сцене, а перед ней, то есть спиной к дирижеру, и поэтому Тимофею Пирминову пришлось дублировать его жесты, стоя перед хором в центральном проходе зала. И это, к слову, тоже стало уникальной находкой мурманских музыкантов, остроумно доказавших, что им по силам любые задачи.
 
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из архива Мурманской областной филармонии