Имперское остроумие маэстро
26 апреля, 2022 10:19 | Культура | Игорь Катериничев
Фото: Лев Федосеев
  
Мурманск точка отсчета
Взметнулась знаменитая «зубочистка», и зал Мурманской филармонии заполнили чудесные звуки увертюры Джоаккино Россини к опере «Вильгельм Телль» в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева - дирижера, каких в мире можно по пальцам одной руки пересчитать. Так стартовал традиционный, придуманный и впервые организованный Гергиевым в 2002 году Пасхальный фестиваль, уже 21-й по счету. В этом году Мурманску выпала особая честь - наш заполярный город стал начальной точкой в турне оркестра. Музыкантам предстоит проехать пол-экватора - около 20 тысяч километров и посетить около 25 городов России.
 
Конечно, Валерий Абисалович давно уже не использует в качестве дирижерской палочки настоящую зубочистку, что всегда было его особенной фишкой. С третьего ряда, где мне посчастливилось слушать концерт, можно было разглядеть, что это искусно сделанная миниатюрная авторская вещица, лишь напоминающая зубочистку и наверняка преподнесенная в подарок маэстро кем-то из поклонников.
 
Впрочем, это была единственная мистификация, все остальное было очень даже настоящим: выдающийся музыкант, блистательный дирижер, неутомимый организатор и пропагандист классической музыки и его феноменальный коллектив, входящий в двадцатку лучших симфонических оркестров мира, а также великолепная программа, о которой чуть позже.
 
С кем вы, мастера культуры?
С началом спецоперации России по денацификации и демилитаризации Украины идеологическое противостояние коллективного Запада с нашей страной достигло уровня, немыслимого даже во времена холодной войны, когда спорт и культура были выведены из политической борьбы. Нынче все не так, и истерика проамериканского Евросоюза тем сильнее, чем бесплоднее его попытки повлиять на Россию.
 
Недавно Валерий Гергиев был отстранен от руководства Мюнхенским филармоническим оркестром за отказ публично дать оценку действиям России на Украине. Отрицательную оценку, разумеется. Вероятно, таким образом они хотели наказать музыканта. Наказали же в основном себя, поскольку Гергиев - давно уже не просто гражданин мира, а общепланетное культурное достояние, и от того, что он больше не почтит Мюнхен своим присутствием, хуже только Мюнхену. В таких случаях так и подмывает язвительно спросить: «А ваши санкции точно антироссийские?»
 
Веками пытаясь постичь «загадочную русскую душу», европейцы так в этом и не преуспели. Кого они решили запугать? Того Гергиева, который в августе 2008-го дирижировал VI симфонией Чайковского среди еще дымившихся после грузинской военной авантюры развалин Цхинвала? Или того Гергиева, который в мае 2016-го исполнял Баха, Щедрина и Прокофьева в только что освобожденной от боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ и еще не до конца разминированной древней Пальмире?
 
Конечно, для них мы все русские. Европа не вникает в нюансы, и им невдомек, что Валерий Гергиев - осетин по национальности с особенно обостренными, как и везде на Кавказе, понятиями гордости и чести. Поступиться ими он не сможет никогда и ни за что.
 
Язык, понятный всем
Большие музыканты часто бывают немногословны - музыка говорит за них гораздо более красноречиво, чем любые интервью. Вот и Валерий Гергиев отказался от подхода к журналистам, предпочтя до последнего перед началом концерта оттачивать с оркестром трудные места партитур.
 
Программу журналисты получили буквально за несколько минут до третьего звонка, и нельзя было не удивиться остроумию маэстро в ее составлении. Во-первых, она состоит из произведений европейских композиторов Россини, Дебюсси, Равеля. Во-вторых, есть и два русских имени, но период эмиграции Сергея Прокофьева продолжался 18 лет, а Игорь Стравинский и вовсе из своих 89 лет 67 прожил в Европе и Америке. Этой программой маэстро Гергиев словно бы недвусмысленно заявляет: вы отменяете русское искусство на Западе, а мы будем наслаждаться всем богатством мировой музыки и не откажемся ни от чего в культурном наследии!
 
 
Галопом по Европам
И наслаждаться, поверьте, было чем. Упоминавшаяся уже увертюра Россини к «Вильгельму Теллю» завершается знаменитым галопом, который слышали и помнят все от мала до велика благодаря хотя бы навязшей в ушах несколько лет назад рекламе известного производителя консервированного горошка и кукурузы. Во время исполнения этого галопа с лица Валерия Абисаловича не сходила саркастическая улыбка, а сам он чуть подпрыгивал, пританцовывая в такт.
 
Или прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси. Да, композитор-то французский, но прославил это произведение одноактный балет Вацлава Нижинского, впервые показанный в 1912 году в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Также для «Русских сезонов» был написан в 1910 году балет Стравинского «Жар-птица», сюита из которого также прозвучала в концерте. Такая вот прямая «интервенция» русской культуры в Европу, длящаяся уже более века.
 
Конечно, впечатляет финал «Жар-птицы», написанной по мотивам русских народных сказок, но будто про наши дни. Под торжествующие звуки медной группы инструментов Иван-царевич разбивает яйцо с Кощеевой смертью, поганое царство исчезает, мрачный замок превращается в христианский храм, а каменные рыцари оживают. Чудесная музыка Стравинского и великолепное исполнение оркестром Мариинки рождают словно наяву образы современного Донбасса. От этой ассоциации невозможно избавиться, да и не надо, - скорее всего, именно такой смысл вкладывал Валерий Гергиев в исполнение этого произведения.
 
Несокрушимая поступь державы
Во втором отделении продолжился парад суперхитов мирового симфонического репертуара. Прозвучали фрагменты из музыки балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. На мой взгляд, «Танец рыцарей» - это один из самых гениальных шедевров, когда-либо написанных. Кажется, что на эту музыку каждая клеточка организма отзывается мурашками, настолько сильное воздействие она оказывает.
 
Продолжая тему ассоциаций, скажу, что мне ритм «Танца рыцарей» показался похожим на мерную поступь России на мировой арене - четко выверенную, неотвратимую и несокрушимую, не подвластную никаким попыткам помешать этому движению. В контексте сегодняшней ситуации эта музыка Прокофьева - настоящий гимн во славу нашей непобедимой державы, порождающий законную гордость за свою страну.
 
В знаменитом «Болеро» Мориса Равеля, написанном, кстати, по заказу балерины из России Иды Рубинштейн, в течение почти 20 минут эмоциональное напряжение постепенно и непрерывно нарастает. Как хотите, но и здесь мне видится замысел Валерия Гергиева проиллюстрировать рост силы и могущества России за последние 20 лет.
 
Очищающая энергия
Чтобы не вгонять аудиторию совсем уж в мрачный настрой, на бис оркестр Мариинки с неповторимым блеском исполнил увертюру Иоганна Штрауса к оперетте «Летучая мышь». Громовые, долго не смолкающие овации стали наградой музыкантам за их искусство. Восхищение и благодарность от имени всех заполярных слушателей выразил поднявшийся на сцену губернатор Андрей Чибис.
 
- Спасибо за то наслаждение, которое вы нам сегодня подарили. Спасибо за ту энергию, которая исходит от вас, от вашего коллектива. Эта энергия и очищает, и заряжает одновременно, поэтому низкий вам поклон. Для нас большая честь принимать вас у нас. Мы благодарны и горды, что Пасхальный фестиваль начинается с Мурманска, в столице Арктики, - сказал Андрей Чибис.
 
Директор филармонии Виктория Чачина отметила, что вместе со зрителями в Мурманске концерт смогли увидеть и жители городов, где созданы виртуальные концертные залы: прямая трансляция велась в Кандалакше, Апатитах и Оленегорске.
 
- Организовывать гастроли таких коллективов - задача довольно сложная, это и логистика, и график. И здесь важно, что мы имеем контакт с коллективом, нас помнят, любят этот зал, эту публику. Важно, что это совершенно великолепное звучание одного из лучших оркестров мира, - подчеркнула Виктория Чачина.
 
Нам же остается только ждать новых встреч с замечательными музыкантами. Браво, маэстро, браво, оркестр Мариинки!
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 26.04.2022