Под волшебную увертюру Антонио Вивальди к опере «Олимпиада» в гримерке мурманской филармонии сладко посапывал грудничок в коляске.  И ни крики «браво!», ни восторженные аплодисменты поклонников классической музыки не могли его разбудить. Малыш безмятежно спал два с лишним часа – столько, сколько длился концерт, посвященный открытию музыкального сезона в Мурманске, а его родители – петербургский дирижер Илья Ситкин и домристка Ольга Пилицына были заняты на сцене.
 
Флер мелодий
 
Впрочем, этот милый кроха в филармонии был единственным поклонником классической музыки, которому удалось заснуть. Зал, быстро погрузившийся в флер красивых мелодий, веселья, прекрасного настроения, весьма эмоционально реагировал на остроумную манеру дирижировать артистичного Ильи Ситкина. Сильная половина зала, как мне показалось, была едва ли не гипнотически очарована талантливой петербургской вокалисткой Ириной Мулярчик, а прекрасная половина закономерно попала под чары харизматичного баритона Мариинского театра Виктора Коротича. К слову, темпераментный петербуржец появился в мурманской афише в самый последний момент – ему пришлось заменить тенора «Мариинки» Александра Михайлова, в прошлом мурманчанина, студента мурманского музыкального училища. Александр намеревался в очередной раз выступить на родной сцене, однако в планы вмешалось зарубежное гастрольное турне, в которое его пригласил знаменитый худрук прославленного театра Валерий Гергиев.
 
Виртуозная игра на домре ныне петербурженки, а в прошлом также мурманчанки, студентки мурманского музыкального училища Ольги Пилицыной, несколько раз была восторженно принята публикой криками «браво!». А вообще в адрес Ольги, мамы двоих маленьких детей, обладательницы внешности топ-модели, прекрасного чувства юмора и музыкального таланта, в тот вечер звучало, пожалуй, больше всего комплиментов. Между музыкальными номерами домристка успевала еще и проведать в гримерке малюсенького сына. А во время своего блестящего выступления – посмотреть на сидящую в зрительном зале семилетнюю дочку.
 
Филармонический оркестр играл, как всегда, выше всяких похвал. Несмотря на то, что ограничения, связанные с пандемией, позволили в зале лишь шахматную рассадку зрителей – 50 на 50, около тысячи мурманчан и жителей региона присутствовали на концерте онлайн и восторженно комментировали выступления. И это еще что! Всего за три дня количество просмотров концерта, посвященного открытию музыкального сезона в мурманской филармонии, достигло пяти тысяч. И продолжает расти!
 
12 тысяч зрителей
 
Что уж говорить о счастливчиках, сумевших попасть на живой концерт! В тот вечер в филармонии можно было не включать электричество – так светло было от позитивных улыбок ее поклонников. Складывалось четкое впечатление, что горожан радует уже сам факт того, что они наконец могут войти в любимый концертный зал.
 
Несмотря на еще сохраняющиеся ограничения с рассадкой, директор мурманской филармонии Виктория Чачина открыла новый музыкальный сезон с присущим ей оптимизмом. И он весьма обоснован. Во-первых, за время ограничений филармония успела с оглушительным успехом продвинуться в виртуальной нише: ее онлайн-трансляции смотрели и смотрят до 12 тысяч пользователей! А музыкальные программы для детей репостили даже федеральные сайты культурной сферы.
 
А во-вторых, помимо горячо ожидаемых горожанами традиционных концертов Национального филармонического оркестра России с Владимиром Спиваковым, «Солистов Москвы» с Юрием Башметом, многочисленных джазовых звезд и спектаклей Константина Райкина в новом сезоне полно и сюрпризов. Один из них – проект «Artcinema» с любимыми мелодиями не менее любимых мировых киношедевров. Его автор – Ашот Хоецян, талантливый музыкант филармонии, в недавнем прошлом первая скрипка оперного театра Еревана, который в начале этого года переехал жить в Мурманск.
 
К числу многочисленных сюрпризов можно отнести и волшебное звучание музыки этнических инструментов: карело-финского кантеле в исполнении Ирины Волокославской и армянского дудука в исполнении загадочного Аргишти. Их концерты также заявлены в осенней афише.
 
Пушкинская карта
 
Впрочем, мурманская филармония готова во всеоружии встретить и потенциально возможную волну новых ограничений.
 
«В этом сезоне мы делаем акцент на свои коллективы, у нас появилось много талантливых артистов, музыкантов, которые готовы выпускать свои интересные проекты, – рассказывает Виктория Чачина. – Также мы намерены продвигать свои возможности, связанные с «Пушкинской картой», завоевывать молодежную аудиторию. И я не сомневаюсь, что нам это удастся».
 
К слову, за полтора года ограничений в сфере концертной деятельности аудитория филармонии существенно помолодела за счет Интернет-пользователей, которые стали частыми гостями концертов филармонии онлайн. Здесь небезосновательно надеются, что увидят эту молодую аудиторию и на живых концертах.
 
Однако прямые трансляции выступлений из большого концертного филармонического зала будут по-прежнему идти два раза в месяц в группе мурманской филармонии «ВКонтакте», которая насчитывает около трех тысяч пользователей. До пандемии это количество было в разы меньше. Виртуальный формат будет развиваться и дальше.
 
«Мы живем в постоянно меняющемся мире, и надо меняться вместе с ним», – считают в филармонии.
 
Кстати, филармония – это единственное в Мурманске учреждение культуры, сумевшее в разы нарастить аудиторию и собственную популярность за полуторагодичный период серьезных вызовов, которые подкинула сама жизнь. И останавливаться на этом здесь даже не думают.
 
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из архива мурманской филармонии