Музыка короля вальсов покорила сердца мурманчан
23 декабря, 2022 10:10 | Культура | Игорь Катериничев
 
 
Счастливые моменты судьбы
Как известно, впечатления - это самое ценное, что может быть у человека. Они не подвержены коррозии или гниению, их невозможно украсть, а тем более подделать. В погоне за яркими впечатлениями люди порой не только идут на безумные траты, но даже рискуют жизнью, и все ради того, чтобы сохранить в памяти волнующие моменты, время от времени возвращаясь к ним с теплым ностальгическим чувством.
 
Причем, как ни удивительно, точный результат зачастую невозможно предугадать. Купленное за огромную сумму путешествие к расхваленным достопримечательностям разочаровывает, зато в самой обычной жизни можно обрести счастливые моменты. В общем, решусь на еще одну банальность - судьба не зря слывет дамой весьма капризной.
 
Вот, например, в минувшее воскресенье в областную филармонию я шел, ничего такого особенного не предполагая. Обычный концерт абонемента в ряду подобных, думалось мне. Кстати, немного отвлекусь, чтобы отметить: в этом сезоне филармония вновь запустила продажу абонементов после двухлетнего коронавирусного морока.
 
Девять концертов с сентября по май можно послушать, во-первых, за меньшую сумму, чем если покупать билеты на каждое представление. Во-вторых, тебе гарантирована пусть не целая ложа, которых притом в филармоническом зале и нет, но все же индивидуальное постоянное место.
 
Все билеты проданы
Так вот, насчет обычного концерта я ох как ошибся. Ну а что, ведь в абонементной книжке было лаконично указано: в программе И. Штраус. Лишь перед началом в фойе удосужился ознакомиться с этой самой программой. Батюшки - все, если так можно выразиться, хиты короля вальсов собраны, что называется, в одном флаконе. Знаменитый вальс «Сказки Венского леса» дал название и всей программе.
 
Причем в нее вошли опусы не только анонсированного «И. Штрауса», но и его не менее знаменитого сына - тоже Иоганна, а также еще одного великого венца, Йоханнеса Брамса.
 
Как видно, большинство слушателей оказались дальновиднее меня и изучили список произведений заранее, поскольку в зале яблоку негде было упасть. Все билеты раскуплены задолго до концерта, как бывает лишь во время выступления самых больших заезжих знаменитостей.
 
Впрочем, наш филармонический оркестр в мастерстве и исполнительском таланте не уступит многим из них. Вот уже 23 года коллектив не снижает планку, заданную первым руководителем оркестра Дамианом Йорио. И пусть в последние годы эта должность вакантна, да и в составе с течением времени происходят неизбежные изменения, традиции высокой музыкальной культуры бережно сохраняются как ветеранами оркестра, так и новыми поколениями артистов. И это очень ценят преданные поклонники, заполнившие зал в воскресный вечер.
 
Капельмейстеру хочется взлететь
Московский дирижер Андрей Рейн хорошо знаком с гостеприимной и горячей заполярной публикой. За его плечами - дипломы академии музыки имени Гнесиных и Московской консерватории. Дирижированию Андрей Рейн учился у великого Геннадия Рождественского, а сейчас ведет активную гастрольную деятельность, также преподает в своей альма-матер - Гнесинке. Около полутора десятков лет он периодически выступает с нашим оркестром, в свое время даже ездил с ним на гастроли в Норвегию, а после нынешнего концерта выложил его видеозапись на своей страничке в соцсети, сопроводив ее кратким, но емким отзывом: «Замечательный город! Прекрасный оркестр! Каждая встреча - праздник!».
 
И тут с маэстро нельзя не согласиться. Праздник удался для всех. Дирижер был просто великолепен. Поскольку практически все исполняемые произведения танцевальные, то и Андрей Рейн за своим пультом ни секунды не стоял спокойно, а грациозно пританцовывал в такт музыке. Невольно вспомнились слова из песни Булата Окуджавы «Счастливый жребий»: «Капельмейстеру хочется взлететь». Как нельзя лучше подходили они в данном случае.
 
В этот вечер счастливым жребием для всего зала стало услышать не только инструментальные опусы, но и вокальные партии. Куплеты Баринкая из оперетты «Цыганский барон» вполне достойно исполнил молодой тенор студент Мурманского колледжа искусств Даниил Абдурахманов. А чардаш Розалинды из оперетты «Летучая мышь» не только с блеском спела, но и очень артистично сыграла солистка нашей филармонии сопрано Людмила Лаврентьева.
 
Стал зал золотым
Каждый Новый год миллионы любителей музыки со всего мира с нетерпением ждут телетрансляции из Вены. 1 января традиционно в прямом эфире из Золотого зала замка Музикферайн передают праздничный новогодний концерт Венского филармонического оркестра.
 
Думаю, не у меня одного в воскресенье было стойкое ощущение, будто мы, как по волшебству перенеслись в австрийскую столицу, в знаменитый Золотой зал. Во всяком случае, полагаю, окажись сам Штраус в Мурманской филармонии, стыдиться бы ему не пришлось, потому что звучали его бессмертные произведения превосходно. Хоть наш зал золотом и не блещет, зато обладает отличной акустикой, да и главное ведь не стены, а люди. С этим у нас как раз все в порядке.
 
Такие всем известные шедевры, как «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса», полька «Трик-трак», «Венгерская полька» и изумительный «Персидский марш» слушатели встречали шквалом аплодисментов. Восторг вызвала и знаменитая «Полька пиццикато». На всякий случай поясню, что пиццикато - это прием игры на смычковых инструментах, когда звук извлекается не смычком, как обычно, а щипком струны, отчего становится более глухим, тихим и коротким.
 
Конечно, горячий отклик вызвали и увертюра к оперетте «Летучая мышь», и вальс «Жизнь артиста», и быстрая и по-настоящему заводная полька «Гром и молнии» с фантастическими дробями на большом барабане.
 
Но все ожидания превзошел финал. Еще на ходу, идя к дирижерскому пульту из-за кулис, Андрей Рейн дал знак барабанщику начать дробь. Дирижер добрался до своего места как раз к моменту, когда по взмаху его руки грянул удивительной красоты «Марш Радецкого».
 
В Золотом зале дирижеры обычно наряду с оркестром в этом произведении управляют и публикой, чьи ритмичные аплодисменты являются содержательным аккомпанементом неподражаемой маршевой мелодии Штрауса. Андрей Рейн решил воспроизвести этот трюк, и зал, наверняка знакомый с венскими трансляциями, охотно подыграл ему в этом, по мановению маэстро то хлопая потише, то не жалея ладоней.
 
Полное эмоциональное слияние и взаимодействие дирижера, оркестра и публики, моментально достигнутое с самого начала концерта, в «Марше Радецкого» подошло к своей кульминации. Ощущение сопричастности каждого к исполнению великой музыки создавало те самые незабываемые впечатления, о которых шла речь в самом начале.
 
Что и говорить, во многом благодаря этому совместному «музицированию» ожидавшееся вначале обычное представление нежданно-негаданно превратилось в концерт-фейерверк или, из-за близости Нового года рискну назвать его даже так: концерт-шампанское.
 
Бурная овация и крики браво долго не смолкали под сводами филармонического зала. И хочется сказать спасибо за этот праздник прекрасным музыкантам нашего оркестра, замечательному дирижеру Андрею Рейну и, конечно, Мурманской областной филармонии. Пожалуй, артисты и Штраус задали прекрасное настроение на все предстоящие перед Новым годом две недели.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 23.12.2022