Ведущий российский саксофонист Сергей Колесов прибыл в Мурманск после концертов в Бразилии, а следом – на Камчатке.
 
«Летел в Южную Америку – минус шесть часов к привычному нам часовому поясу, а на Камчатку – уже плюс девять! До сих пор не могу перестроиться», – объяснял он издержки гастрольной жизни в ответ на вопрос «Вечерки», как на музыканта повлияла наша полярная ночь. После таких глобальных перелетов он ее даже не заметил!
 
Холодно, но тепло
 
В Мурманске Сергей Колесов бывал уже столько раз, что сбился со счету. Совместными усилиями мы насчитали что-то около десятка гастролей. И еще ни разу московский саксофонист в полярную ночь не почувствовал законного желания подольше поспать. Напротив! Арктическая столица умеет вдохновлять его в любое, даже самое темное время года!
 
– Мурманск – один из моих любимых городов, – сказал музыкант. – И несмотря на то, что он находится на Севере, где сейчас темно и холодно, здесь очень душевно, светло и очень тепло, потому что здесь живут чудесные люди, очень искренняя эмоциональная публика и прекрасная современная филармония.
 
Хитрость советского композитора
 
С Мурманском у Сергея Колесова полная взаимность. Публика его не просто любит – обожает и старается не пропустить ни одного гастрольного тура. А Сергей, в свою очередь, старается ее удивить. Например, премьерами. В нынешней программе их было предостаточно. Взять хотя бы великую мистификацию века советского композитора Владимира Вавилова – мелодию «Ave Maria», автором которой значится Джулио Каччини, никогда эту музыку не писавший. Дело в том, что простому советскому музыканту не полагалось писать религиозную музыку. Гитарист и лютнист Владимир Вавилов для того, чтобы его музыкальные произведения на религиозную тему могли попасть на винил советской фирмы «Мелодия», приписывал их итальянским композиторам эпохи Возрождения. Однако, несмотря на то, что изобретательная мистификация спустя десятилетия была раскрыта, автором этой прекрасной музыки по привычке считают итальянского музыканта Каччини, а не советского Вавилова.
 
Экспрессивный дуэт
 
На этот раз Сергей Колесов, о котором говорят, что он берет публику штурмом, сделал это в паре с официальным концертмейстером крупнейших международных конкурсов саксофонистов, талантливейшей пианисткой Еленой Гриневич. В 2010-м они вместе покорили итальянскую Верону, одержав победу на международном конкурсе камерной музыки, а в 2012-м им не нашлось равных на 4-м европейском конкурсе камерной музыки в германском Карлсруэ. Добавлю, что Елена Гриневич – автор потрясающей методики обучения игре на фортепиано, в которой используются новейшие открытия в сфере когнитивной нейробиологии, нейрофизиологии и психологии. Она регулярно гастролирует и проводит мастер-классы в России и за границей.
 
В дуэте с Сергеем Колесовым Елена Гриневич выпустила два компакт-диска «Contrasts» и «Ritorno». И, думается, они отнюдь не последние. 
Помимо пьесы «Аве Мария», впервые прозвучавшей в Мурманске в японской транскрипции, экспрессивные музыканты исполнили премьерные для мурманской публики нежные, тонкие, философские пьесы Астора Пьяццолла, прелюдии Джорджа Гершвина, от которых хочется танцевать, и неожиданно легкую и светлую фантазию Франсуа Борна на тему оперы Жоржа Бизе «Кармен». 
Нужно ли добавлять, что публика то и дело взрывалась аплодисментами?!
 
Саксофон на миллион
 
Под стать потрясающему концерту был сияющий золотом саксофон Сергея Колесова. 
– Это инструмент с золотым покрытием компании «Ямаха», с которой у меня есть своего рода договор, позволяющий мне выступать с этим уникальным саксофоном, – раскрыл секрет сияющего инструмента «Вечерке» музыкант. – Он стоит миллион рублей, и, пожалуй, это самый дорогой саксофон из тех, что мне довелось видеть. Причем саксофоны – не самые дорогие инструменты по сравнению, например, со скрипками и виолончелями. Там цены могут быть порядка миллионов долларов. А недорогой саксофон, например, для начинающего музыканта может и вовсе стоить в пределах ста тысяч рублей.
 
Ворвался в элиту 
Сергей Колесов – первый в истории российский обладатель Гран-при самого престижного международного конкурса саксофонистов имени Адольфа Сакса в бельгийском городе Динан в 2006 году. Он ворвался в элиту мирового саксофона, одержав абсолютную победу среди 176 лучших исполнителей разных стран. 
– Началось все со скрипки, – рассказывает он о своем пути к этому оглушительному успеху. – У меня в музыкальной школе Вологды, откуда я родом, была прекрасная преподаватель Татьяна Александровна Наумова. Потом был саксофонист Сергей Тимофеевич Кузнецов, который тоже сыграл в моей судьбе очень большую роль. Но побудила меня впервые взять в руки саксофон директор музыкальной школы Людмила Александровна Красноокая. Я с ней, уже будучи старшеклассником, поделился, что профессионально заниматься игрой на скрипке не планирую. И тогда Людмила Александровна сказала: «Смотрю на тебя и вижу, как ты играешь на саксофоне. Хочешь попробовать?». Я ответил: «Хочу». И как взял в руки саксофон, у меня уже не было сомнений, чем я буду заниматься всю жизнь. А затем в моей судьбе появилась Маргарита Константиновна Шапошникова, основатель класса саксофона на всем постсоветском пространстве. Отправляя меня в бельгийский город Динан, на родину изобретателя саксофона Адольфа Сакса, она не ожидала такого успеха, потому что до этого подобных прецедентов не было. Никто из наших российских музыкантов не проходил даже во второй тур. Маргарита Константиновна, так же как и Людмила Александровна Красноокая, обладает сильной интуицией. Когда я поступал к ней в академию, вместе со мной сдавали экзамены студенты, которые занимались в ее классе в музыкальном училище в Москве. А в итоге поступил я, студент из провинции. 
Единственное, в чем ему не везет, как признается сам Сергей Колесов, так это в том, что в Мурманске никак не удается увидеть северное сияние. 
«Но это отличный повод приезжать в любимый мной город вновь и вновь», – шутит музыкант.
 
Грандиозное соло
 
Сергей Колесов – выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных класса профессора, народной артистки России Маргариты Шапошниковой, победитель ряда крупнейших международных музыкальных конкурсов, старший преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Его студенты занимают лидирующие позиции русской школы саксофона. 
Уникальность Сергея Колесова в том, что он один из немногих мировых исполнителей на духовых инструментах, кто способен играть грандиозные драматические сольные концертные программы, держа внимание и напряжение слушателей на протяжении всего концерта. 
Сергей Колесов организатор крупнейших творческих проектов страны, таких как Международный конкурс «Голос саксофона в современном мире», всероссийские и международные конкурсы саксофонистов. Все проекты собирают рекордное количество участников за всю историю проведения конкурсов саксофона в стране.
 
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из личного архива Сергея Колесова