Северяне услышали «Золотые звуки Серебряного века»
07 декабря, 2022 11:21 | Культура | Игорь Катериничев
 
Фото: Лев Федосеев
 
Атос всея Руси
Легендарная Таганка под руководством Юрия Любимова в лучшие годы, дружба с Высоцким и Визбором, нашумевшие театральные работы, россыпь сольных поэтических программ, наконец, восемь десятков ярких киноролей - как ни странно, все это мало значит для обычного зрителя. Вот уже более сорока лет для всей страны Вениамин Смехов - прежде всего Атос из знаменитого фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (0+). Именно эта роль принесла ему невероятную популярность и сделала мгновенно узнаваемым не только в России, но и в разных концах планеты, где звучит русский язык. 
Без преувеличения можно сказать, что гастрольная география актера охватывает весь мир. Точнее, до недавнего времени почти весь мир - ведь Мурманска на этой артистической карте до прошлой пятницы не было. Вениамин Борисович приехал в Заполярье впервые, к тому же не один. Вместе с выдающейся пианисткой Басинией Шульман, кстати, побывавшей у нас уже в четвертый раз. Смехов представил музыкально-поэтическую программу «Золотые звуки Серебряного века» (12+). 
Нечасто такое бывает, но артисты проявили большое уважение к журналистской братии, а значит, и к огромной аудитории северян, и не ограничились пятиминутным интервью «на ногах» перед самым выходом на сцену. Прессу пригласили пообщаться днем, еще до репетиции, когда волнение перед выступлением, которое присуще даже маститым и талантливым людям, не мешает свободному разговору. И обстоятельная и подробная беседа, по моему наблюдению, доставила удовольствие обеим сторонам, потому что получилась открытой и искренней.
 
Третья столица
Начали с того, что Басиния Шульман поделилась впечатлениями о заполярной публике - на контрасте с холодной погодой зрители в Мурманске всегда очень тепло встречают артистов. Вениамин Смехов заявил, что, несмотря на то, что самой программе «Золотые звуки Серебряного века» всего года три, идея зародилась уже давно и принадлежит Басинии Шульман. 
Мурманск стал третьим большим - это оценка самого артиста - городом, где эта программа показывается. Причем, как подчеркнул Вениамин Борисович, он стал еще и третьей столицей. 
- Новосибирск - столица Сибири, Тель-Авив - столица Святой земли, а Мурманск - столица Арктики, - пояснил артист. - Мы гордимся, что наконец мы в Мурманске. Мой друг Юрий Визбор в песне настаивал: «город МУрманск, то есть МурмАнск». 
Говоря о содержании программы, Басиния Шульман отметила, что это не просто хаотично подобранные тексты и музыка. Это произведения обязательно взаимоподдерживающие. 
- Изначально была мысль поддержать поэзию тем же веком и страной в музыке, но позже стало ясно, что это не обязательно. Мы поняли, что Шопен, например, очень подходит к этим текстам, - сказала пианистка. 
- Шопен подходит ко всем текстам, - категорично добавил Вениамин Смехов. Если, конечно, это тексты благородные.
 
Безумие поэзии
Удовлетворяя любопытство журналистов, Вениамин Борисович рассказал, что «инфекцией поэзии» заразился в раннем детстве, когда осенью 45-го из Берлина вернулся отвоевавший отец. Он прожил 90 с лишним лет и не раз признавался, что поэзия спасала его в самые трудные времена. Даже в глубокой старости мог наизусть прочитать, к примеру, «Евгения Онегина» (12+), стихи Плещеева, Мятлева - тех поэтов из русской классики, которых сегодня не читают. 
- Но самое серьезное «безумие поэзии» - это, конечно, театр на Таганке, который принято считать поэтическим. Первым поэтом, сыгранным на этой сцене, стал Андрей Вознесенский, дальше были «Павшие и живые» (6+) на стихи разных поэтов, «Послушайте» (12+) Владимира Маяковского, «Пугачев» (12+) Сергея Есенина и так далее. То, что известная пианистка Басиния пригласила меня к себе в компанию, было очень радостно. Это продолжение счастливых перекличек в моей жизни, - признался артист. 
Среди таких перекличек он упомянул выступления с оркестром Валерия Гергиева, с Юрием Башметом, Евгением Бушковым, Евгением Кисиным.
 
Фото: Лев Федосеев.
 
Публика бредит Серебряным веком
По мнению Вениамина Смехова, в программе соединились времена. Если музыка - событие вневременное в нашей жизни, то поэзия Серебряного века - это то, чем в последние годы буквально бредит российская культурная публика. 
- Каждый раз, когда мы выступаем, меня радует, что эти голоса перекликаются, и Александр Блок переглядывается с Шопеном, а Валерий Брюсов - с Шостаковичем, Маяковский со Скрябиным. Когда мы это произносим, мы свободны от всех бед и неприятностей, которые нас окружают во внешнем мире. Искусство освобождает от плена зла, которого много вокруг, - считает Вениамин Смехов. 
Басиния Шульман полагает, что трудные времена всегда способствуют созданию шедевров: 
- Чем труднее времена, тем больше у творцов есть мыслей, чувств и желания создавать что-то действительно глобальное. Когда что-то во внешнем мире тебя потрясает, появляются такие произведения, как «Седьмая симфония Шостаковича» (0+). Даже если не брать политическую историю, то великие произведения пишутся, например, на смерть друга - любая сильная эмоция не может не вдохновить на создание чего-то значительного.
 
Подпрыгивали от озарения
Оба участника дуэта чуть приоткрыли завесу своей творческой кухни, подчеркнув огромную важность репетиций, без которых невозможно ни одно публичное искусство. Так, Вениамин Смехов рассказал, что они с Басинией Шульман репетировали программу за день до поездки в Москве и собираются репетировать в день выступления уже в Мурманске, хотя пианистка уже давно знает не то что свой репертуар, а каждое слово в поэтической части. Так же как и Вениамин Смехов знает наизусть каждую ноту звучащих в программе музыкальных опусов. 
- Могу рассказать, как проходила первая репетиция. Мы встречаемся, у Вениамина Борисовича уже есть подобранные стихи, которые он хотел бы прочесть. Он подготовил свою логическую смысловую линию программы. Далее идет совместная работа, когда я слушаю стихи и предлагаю на выбор разные музыкальные произведения. Даже не знаю, сколько музыки в моем багаже, но, слушая стихи, я уже знаю, что здесь должно прозвучать, и предлагаю несколько вариантов. Вместе слушаем и решаем, что ложится, что откликается, - рассказала Басиния Шульман. 
Она добавила, что самым ценным в совместной работе считает иногда случающиеся озарения: 
- Когда мы оба вдруг - раз: «Ничего себе, как это здорово!» Будто композитор и поэт друг для друга это написали, внезапно осознаем мы, подпрыгивая на месте, - с улыбкой говорит музыкант. 
Впрочем, по ее же словам, иной раз озарение приходит уже на концерте. На одном из выступлений оставалось отыграть финальный опус, которым была соната Прокофьева. 
- Прямо на сцене я понимаю, что сюда Прокофьев никак не подходит, и я тут же меняю произведение на «Посвящение» (12+) Шумана - Листа. Смотрю на Вениамина Борисовича - как он отреагирует. Но он профессионал, сидел с совершенно «железобетонным» лицом, как будто так и надо.
 
Искренность до исповедальности
Вечером на концерте зал областной филармонии был полон. Вениамин Смехов в интервью привел слова великого режиссера Анатолия Эфроса о том, что самая хорошая публика - консерваторская, к которой можно отнести и филармоническую. Театральная публика, по его мнению, зачастую недопонимает, что хотели до них донести режиссер и актеры. 
- В России традиция заполнять зал людьми, не зря тут появившимися, сильнее, чем где-то еще, - считает артист. 
И мурманская публика не подвела, эмоционально реагируя на поэтические и музыкальные шедевры, горячо аплодируя наиболее известным и любимым из них, разражаясь смехом при чтении уморительных стихов Даниила Хармса, Саши Черного или Игоря Северянина. 
Что и говорить, Вениамин Смехов - блестящий чтец, тонко понимающий и глубоко чувствующий поэтическое слово. Многие знакомы с этой гранью его таланта благодаря телепрограммам. Его манера чтения стихов чаще всего довольно сдержанная, без чрезмерных артистических «красивостей». Впрочем, когда это требуется, например, для лучшей передачи юмора, Смехов охотно пользуется своим актерским арсеналом, которым владеет виртуозно. 
Басинию Шульман мне довелось слушать в Мурманске чуть более полутора лет назад, когда она выступала вместе с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (6+). Помнится, во время исполнения Первого фортепианного концерта того же Шопена я был потрясен очень эмоциональной, искренней до исповедальности манерой игры превосходной пианистки. 
Свой великолепный дар она в полной мере проявила и в музыкально-поэтической программе. Да и как иначе, если любая неискренность, любая фальшь была бы заметна на фоне таких стихов, как, например, «Лиличка, вместо письма» (18+) Владимира Маяковского или «Да, я знаю, я вам не пара» (12+) Николая Гумилева. 
В общем, помня об «атосовском» прошлом Вениамина Смехова, можно смело сказать, что блистательный дуэт пора-пора- порадовал заполярных зрителей.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 07.12.2022