В честь 100-летия российского джаза в Мурманске прозвучали редкие инструменты
01 декабря, 2022 12:18 | Культура | Павел Николаев
 
Все мы с детства помним позывные радиостанции «Маяк». Каждый час по радио звучат первые такты мелодии легендарной песни Соловьева-Седого «Не слышны в саду даже шорохи... В Москве пятнадцать часов!» А вот исполняет их в эфире уже более 60 лет редкий по нынешним временам инструмент - вибрафон. И именно вибрафон стал в минувшую субботу одним из героев концерта ансамбля «Classy Jazz» на сцене Мурманской филармонии.
 
«Когда святые маршируют»
Для руководителя ансамбля Олега Матвеева Мурманск по-прежнему экзотичен, хотя приезжает он сюда с концертами уже в третий раз. 
- С нами полсамолета летело из Москвы за северным сиянием. Я не шучу! - с восторгом восклицает музыкант. 
Пятнадцать лет выступает он на сцене с разными духовыми инструментами. И выступает с блеском. В субботний вечер через его руки и губы прошли и тенор-саксофон (между прочим, знаменитый французский «Сельмер»), и кларнет, и гобой, и шотландская волынка. 
Волынку музыкант заказывал у мастера с берегов туманного Альбиона, тот изготовил и прислал ее в Россию. Инструмент тоже не типичный для джаза. Но как неожиданно и интересно он прозвучал в самой, быть может, типичной джазовой композиции «When the Saints Go Marchin in»! Этой мелодии уже 125 лет, и хотя она и считается почти народной, музыку написал в 1898 году Джеймс Милтон Блэк. А в начале ХХ века стала она, по сути, знаменем первых негритянских диксилендов. «Святые маршировали» и в церквях в качестве спиричуэлс, и в пивных в качестве рок-н-ролла, и на танцах в клубах в качестве молодежного диско. По сей день «Святые» в первой мировой десятке по количеству интерпретаций на виниле. 
Однако Олег Матвеев предложил слушателям свою версию. Начал скупо на волынке под удары большого барабана, затем вступило фортепьяно и повело мелодию контрапунктом в терцию, затем подключилась бас-гитара, а Матвеев поменял волынку на саксофон. Ну и, наконец, музыканты вшестером, выражаясь фразой Михаила Булгакова, «урезали марш»!
 
Джаз по нотам?
Но особенно любит Олег Матвеев кларнет и произведения старинного джазового кларнетиста Бенни Гудмена. Уже в первом номере на концерте прозвучала пьеса Гудмена «A Song Is Born» из одноименного кинофильма 1948 года. Но «Рождение песни» произошло на наших глазах, благодаря палочкам с фетровыми наконечниками, которыми молодой выпускник Гнесинки Илья Кучеров играл на металлических клавишах вибрафона. Причем играл четырьмя палочками - по две в каждой руке. 
Вообще-то состав «Classy Jazz» очень подвижен. Олег Матвеев постоянно приглашает в свой коллектив молодых исполнителей с достойным музыкальным образованием, и те играют свои партии по нотам, написанным руководителем. Между прочим, игра по нотам когда-то была за рубежом отличительным признаком советских джазменов (и каких джазменов!). Ведь многие тамошние их коллеги, особенно исполнители первой волны, нот просто не знали. 
Вот, например, недавняя выпускница Московской консерватории пианистка Маргарита Невлер. Уж что-что, а нотную грамоту и игру с листа она знает. Да это был и ее дебют в большом джазе! Но девушка быстро справилась с волнением и к середине концерта начала выдавать очень выразительные соло, срывая аплодисменты.
 
День рождения босса-новы
Овация и отдельные выкрики «браво!» раздались в начале второго отделения, когда музыканты исполнили бразильскую композицию «Blue Bossa» в ритме босса-новы. Какое соло на саксофоне! Какое соло на фортепиано! Какая тонкая игра на парных барабанах бонгах мурманского перкуссиониста Виталия Кондакова! 
Программа называлась «Все краски джаза», и Олег Матвеев попытался продемонстрировать если не все оттенки жанра, то хотя бы значительную их часть в традиционном русле «мейнстрим». Особенно удались две пьесы знаменитого чернокожего саксофониста Гровера Вашингтона, а узнаваемый джазовый стандарт Лайонела Хэмптона «Летучий дом» 1940 года вообще пошел на ура. Звучали и этническая музыка Африки, и «Русская фантазия» собственного сочинения Матвеева, где автор сымитировал на гобое отечественную то ли свирель, то ли жалейку, то ли дудочку. Ну и упомянутая босса-нова. Я помню год, когда этот бразильский стиль покорил и Америку, и Европу. В 1964-м бразильский супружеско-вокальный дуэт Жоао и Аструд Жильберто вместе с великим американским саксофонистом Стеном Гетцем выпустили на виниле песню Антонио Карлоса Жобима «Девушка из Ипанемы», признанную в США джазовой записью года. В джазовом мире началась «бразиломания»...
 
Главное в джазе
Всю ритм-секцию группы составили мурманские музыканты - выпускники нашего музыкального колледжа. Уже упомянутый Виталий Кондаков кроме барабанов-бонго использовал и другие экзотические инструменты перкуссии, например, так называемый чаймс - металлические пластины, висящие наподобие новогоднего дождя на елке. А на традиционных барабанах и тарелках играл широко известный в Мурманске ударник Сергей Дудецкий. И, наконец, бас-гитарой украшал ансамбль Андрей Крупенько. 
Два дня репетировали программу вместе с троицей заранее приехавших москвичей наши земляки. Столичная половина группы «Classy Jazz» осталась совершенно довольна и игрой, и открытостью своих новых друзей. 
А нам, мурманским слушателям, тоже повезло на джазовые редкости - услышали одновременно и шотландскую волынку, и американский вибрафон, и карибские бонги.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 01.12.2022