Любите ли вы блюз? Любите ли вы его так, как люблю его я?
10 ноября, 2022 08:32 | Культура | Павел Николаев
 
 
В минувшую субботу в Мурманской областной филармонии прошел - и с большим успехом - концерт джаз-квартета американского саксофониста Армира Ли. Впрочем, ловлю себя на слове: не квартета. Коллектив волею судьбы, роль которой взяла на себя авиакомпания, на ходу превратился в трио, поскольку московский барабанщик не сумел вовремя добраться самолетом за полярный круг. Отменять из-за этого казуса выступление? Ни в коем разе! Оставшиеся в деле столичные контрабасист Николай Затолочный и пианист Даниэль Адиянц с лихвой восполнили ритм-секцию. Что ж, трио без барабанов - это, пожалуй, новое слово в джазовом искусстве, много чего повидавшем на своем веку. 
К слову: именно век разносятся джазовые синкопы над российскими просторами, каковой факт любители музыки и отмечают в нынешнем году. Впечатляющему юбилею посвящена и череда концертов, которыми филармония будет потчевать поклонников жанра вплоть до декабря.
 
Играющий тренер
Армир Ли считается в кругу знатоков восходящей звездочкой. Да, он подозрительно молод - 24 года, то есть, по меркам саксофонистов, просто юн. Но в Россию приехал по рабочей визе, поскольку подписал контракт с Московской музыкально-джазовой школой как преподаватель, или, выражаясь хоккейным языком, играющий на саксофоне тренер.
В середине первого отделения концерта чернокожий музыкант обратился к публике с уже традиционным в Мурманске для заокеанских исполнителей вопросом: «Любите блюз?» И заиграл корневой техасский блюз, то есть в русском понимании типичный - замедленный, в отличие, скажем, от энергичного чикагского. Армир Ли ведь родился в Техасе. И крупнейший город этого штата, Хьюстон, ныне известный как космический центр («Хьюстон, у нас проблема!»), а в оные времена - как крупный порт и железнодорожный узел, он обозначил на саксофоне эксцентричными гудками теплоходов. Либо паровозов. Тонкости перевода с языка музыки, знаете ли... 
В это время Николай Затолочный ритмично постукивал кулаком по струнам контрабаса, имитируя ударника, а Даниэль Адиянц левой рукой вел знакомый уже сто лет слушателям 12-тактовый бас. 
...Любим ли мы блюз? Такой - любим, даже без барабанщика. 
Вынужденный (и модный сейчас в джазе) минимализм дважды на концерте превратил трио в дуэты: сначала мистер Ли сыграл пьесу Джона Колтрейна «Пышная жизнь» только с пианистом, а позже мелодию Лестера Янга «Внутри Лестера» на пару с контрабасистом. 
Ах, Лестер! Еще одно немеркнущее имя. Слушая его «мелодию на два инструментальных голоса» в мурманском зале, невольно вспомнилось, что этот король саксофона когда-то играл с королевой джазового вокала Билли Холидей... И в мир вечного блюза они ушли в один год - 1959-й, он весной, а она летом...
 
Здесь и сейчас
Вы уже поняли, что, несмотря на молодость, заморский гость тяготел на концерте к джазовой старине, или, как принято говорить, к беспроигрышным джазовым стандартам. Начал выступление с мелодии Рэя Брауна, знаменитого старичка контрабасиста, дав посолировать своим российским коллегам, а под занавес и сам исполнил соло (то есть один-одинешенек на сцене) пьесу Хоги Кармайкла «Звездная пыль» выпуска 1927 года. 
Между прочим именно в 1927-м в мире случились два памятных события: французский композитор Морис Равель под впечатлением от посещения конвейера «Форда» в Детройте написал симфоническое «Болеро», оказавшее влияние на джаз и рок не меньшее, чем негритянский фольклор. А во-вторых, в Мурманске открылся первый каменный монумент на улице Ленинградской, мимо которого долгие годы проходила колонна демонстрантов-мурманчан... Вот на какие неожиданные ассоциации навела меня «Звездная пыль» в обработке Армина Ли. 
Причем звезды небесные едва не померкли на фоне искрящихся импровизаций. Армин Ли на наших глазах и ушах постепенно так изменил любимую еще бабушками и дедушками мелодию, что оставалось только диву даваться. Импровизатор он далеко не заурядный. А ведь именно импровизация, простите за банальность, - душа джаза. Звуки, которые возникают лишь здесь и сейчас, дарят слушателю особое ощущение - причастности к чуду рождения гармонии. 
Ну и чтобы предстать перед мурманчанами совсем уж многосторонним музыкантом, саксофонист... запел. Вызвав закономерное оживление в зале. Звучала любовная песня Бадди Джонсона «Save Your Love For Me», в середине которой публика засмеялась и зааплодировала. Хорошо продуманный импровиз - певец изменил английскую строчку «help me please» на полурусскую «help me пожалуйста». Мелочь, а приятно.
 
Один на всех
Многообещающий саксофонист далек от политики. Как сам сказал вашему корреспонденту, он никогда в жизни не забирался так глубоко на Север и слегка ошарашен, что в большом зале филармонии яблоку негде было упасть. «Мексику брал, Тринидад брал, а Мурманск не брал»... Теперь он может причислить заполярную публику к списку своих творческих трофеев. 
Последние три года Армир Ли постоянно бывает в России и подружился на совместных выступлениях с незаурядным пианистом Даниэлем Адиянцем, уроженцем Волгограда, окончившим джазовый факультет Гнесинки. А вот умелый конрабасист Николай Затолочный самоучка, но зато осваивал инструмент в Питере под руководством старейшего американского педагога Барри Харриса, умершего недавно в возрасте 93 лет. 
Трио молодых людей из двух стран. По колено в звездной пыли. И на всех - один джаз.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 10.11.2022