Юные пианисты покорили мурманчан
03 ноября, 2022 10:38 | Культура | Игорь Катериничев
 
Диалог поколений
Хотя филармонический сезон, можно сказать, в самом разгаре, музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» (6+) уже смело можно назвать одним из самых ярких его событий. В первую очередь, конечно, из­за блистательного выступления самого маэстро и сольно, и в составе трио с феерической программой из произведений Чайковского.
Однако днем ранее в рамках фестиваля состоялся концерт, который также не оставил равнодушными заполярных меломанов, несмотря на юный возраст артистов. Да и сам Денис Мацуев подчеркивает, что молодые исполнители ­ настоящие звезды, великолепные музыканты, лауреаты множества конкурсов, они выступают в именитых концертных залах страны и мира с лучшими оркестрами и дирижерами. 
В том, что маэстро нисколько не преувеличивает, мурманских слушателей убедило по­настоящему зрелое мастерство четверых представителей нового поколения российской фортепианной исполнительской школы. Если 19­-летняя Варвара Кутузова и 17-­летняя Ольга Иваненко еще очень молоды, то Захар Внутских и Лев Бакиров, которым всего 12, просто невероятно юны.
При этом все четверо уже сложившиеся артисты со своей манерой исполнения. Например, как мне показалось, игра Ольги Иваненко отличается глубиной проникновения в композиторский замысел, пониманием сути произведения. Захар Внутских очень эмоционально отзывчив, тонко ощущает чувства, вложенные автором. Конек Варвары Кутузовой ­- филигранное мастерство и отточенность исполнения. А Лев Бакиров ­ уже готовый виртуоз, обожающий поразить публику скоростью и какой­то удивительно веселой лихостью. 
Недаром слушатели просто взрывались аплодисментами после исполнения Львом «Скерцо № 3» Шопена, «Венгерского танца № 1» Брамса и уж тем более беспроигрышного «Турецкого марша» Моцарта в обработке российского пианиста Аркадия Володося. Впрочем, чего-­чего, а аплодисментами в этот вечер никто из четверки обделен не был. И дело здесь даже не в особой доброжелательности северян, а, повторюсь, в отличной подготовке и по­настоящему высоком исполнительском искусстве без всяких скидок на возраст.
 
Высокая планка
Так, Ольга Иваненко отважилась на очень непростую Первую сонату Скрябина, а Варвара Кутузова поразила мастерским исполнением «Ночи на Лысой горе» Мусоргского и Третьей сонаты Прокофьева. Пожалуй, все­таки сложнее всех было Захару Внутских -­ ему доверили открывать концерт, и он не подвел. 
Зрители очень тепло приняли произведения Шопена, Листа и Рахманинова, так что Захар с самого начала задал очень высокую планку концерта. В антракте мне посчастливилось поговорить с юным пианистом. Почему посчастливилось? Нечасто, знаете ли, встретишь 12­-летнего мальчика со столь серьезным отношением к жизни и творчеству. При этом, как ни парадоксально, Захара нельзя назвать и маленьким старичком. 
Все­-таки мальчишка остается мальчишкой ­- он очень улыбчив. Во время разговора светлая улыбка буквально не сходила с его лица. Да и напрямую он подтвердил мое предположение, что характер у него легкий и веселый. При этом к себе относится требовательно, на вопрос, доволен ли своим выступлением, ответил, что не на сто процентов, но все же добавил, что сыграл неплохо. 
А ведь за плечами у него уже немало выигранных фортепианных конкурсов, включая всероссийский телевизионный конкурс юных талантов «Синяя птица», где в 2019 году Внутских дошел до финала.
 
Из Полазны в Москву
Родом он из Пермского края, мама у него профессиональный музыкант, играет на аккордеоне, поэтому не удивительно, что в подругах у нее была преподаватель музыкальной школы Елена Зенкова, к которой Захар и попал в четыре с половиной года. Тогда семья жила в поселке Полазна километрах в 40-­50 от Перми, где, правда, была детская школа искусств. 
-­ Мама привела меня к учительнице. Мне Елена Николаевна поиграла, и я сразу понял: это мое, -­ вспоминает Захар. 
Сам он считает, что дело не в количестве лет обучения, а в продуктивности и качестве занятий. 
-­ Нужно полностью, с душой вкладываться, чтобы добиться какого­то хорошего результата, ­- уверен Захар. 
По его словам, серьезная работа началась, когда в восемь лет он поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс Дарьи Рябовой. Поступлению предшествовала длительная и, как вспоминает Захар, «муторная» подготовка. Правда, статус стипендиата нескольких благо­ творительных фондов помог ему попасть на ряд полезных мастер­классов, сыгравших свою роль при поступлении. 
Как признается Захар, трудными были второй и третий классы, когда было много скучных и трудных однообразных упражнений. В поисках разнообразия мальчик придумывал собственные тренировки, а по совету одного из преподавателей отрабатывал технику движений пальцев во время чтения книг. 
Кстати, книги -­ один из видов досуга, который Захар позволяет себе в немногие свободные часы. Читать любит, предпочитая приключенческую литературу. 
Семья Внутских вслед за сыном перебралась в Москву, так что Захар живет в домашней обстановке. 
-­ Интернат ­ это очень тяжело, -­ совсем по-­взрослому вздыхает Захар. ­- У меня есть знакомые из интерната, там, конечно, намного труднее, чем дома.
 
Играть самому, учить других
На вопрос о любимых композиторах Захар ответил, что их много, и перечислил Рахманинова, Чайковского, Метнера, Бетховена, Шопена. 
-­ В основном это романтики. Но, конечно, очень люблю и классический XVIII век, Баха. Всякая музыка очень интересна, но мне более близок романтизм, ­- сказал пианист. 
В ближайших планах артиста сыграть Вторую сонату Бетховена, которая ему очень нравится. А вообще -­ обрести новый уровень. Поделился Захар и своей мечтой: он хотел бы в будущем преподавать в ЦМШ и Консерватории, потому что ему очень нравится педагогика. 
­- А как же карьера солиста?! ­ изумился я. 
Но нет, ее бросать он не намерен, хочет успевать и то, и другое. 
-­ Конечно, не будет у меня, к примеру, 30 учеников. Но несколько, с которыми я буду качественно заниматься... Думаю, у меня получится, -­ убежден Захар. 
Коснулись мы и психологической устойчивости во время концерта, когда, к примеру, у недостаточно воспитанной публики звонят неотключенные телефоны. Юный пианист говорит, что важна максимальная сосредоточенность на том, что играешь, тогда хоть люстра в зале упади ­ артист продолжит выступление как ни в чем не бывало.
 
Выкладываться по максимуму
В Мурманске наибольший интерес Захара вызвали атомный ледокол «Ленин» и монумент Алеша. 
-­ В любой город приезжаю не только ради концерта. Хочется как­то наполниться воспоминаниями. Все это очень интересно, ведь все города разные,  ­- говорит мальчик. 
График юных артистов все же не такой плотный, как у взрослых. Гастрольные поездки в рамках фестиваля челночные ­ с возвращением в Москву. Но был и тур на Урале, когда после Челябинска поехали в закрытый город Озерск, где расположен знаменитый комбинат «Маяк». А еще на гастролях он очень сдружился с одним из победителей «Синей птицы» Елисеем Мысиным, также учащимся ЦМШ. 
-­ В поездках, конечно, устаешь. Стараюсь выкладываться по максимуму, не всегда все идеально получается в техническом плане, но в музыкальном плане стараюсь играть с максимальной отдачей, ­- признается Захар. 
Тем временем антракт заканчивался, прозвучал второй звонок. Мимо нас пробежал к выходу на сцену Лев Бакиров, уже в сценическом костюме. 
-­ Я пошел в зал тебя слушать, ­- крикнул ему Захар.
 Что ж, будем следить за этими именами. Для успеха у них есть все: талант, трудолюбие и, что немаловажно, обаяние. Почти наверняка четверо ребят, так порадовавших слушателей Мурманской филармонии, не затеряются и еще не раз заставят о себе говорить, возможно, не забыв наш город, свои первые успехи и первые интервью.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 03.11.2022