Юбилей отечественного джаза северяне отметили вместе с легендой
20 октября, 2022 08:00 | Культура | Павел Николаев.
 
В минувшую субботу в Мурманской филармонии открылся фестиваль, посвященный 100-летию российского джаза. На сцене, украшенной новым «джазовым» панно, блеснул, можно сказать, легендарный биг-бенд имени Олега Лундстрема, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгоиграющий джаз-оркестр в мире.
 
Мелодии и ритмы классовой борьбы
Целый век русскому джазу... 1 октября 1922 года в Москве на сцене ГИТИСа (Госинститута театрального искусства) прогремел первый в России концерт джазовой музыки. То есть музыки угнетенного чернокожего меньшинства Америки, что полностью вписывалось в каноны и распевы классовой борьбы. Исполнители - квартет студентов творческих вузов (саксофон, рояль, контрабас и барабаны), имена которых, к сожалению, давно канули в Лету. За исключением имени пианиста.
На клавишах играл 23-летний начинающий писатель и киносценарист Евгений Габрилович. Тот самый (не для молодых будь сказано). В будущей долгой и плодотворной своей жизни - автор сценариев десятков кинофильмов, ставших советской киноклассикой. 
Но вернемся к джазу. Почему именно 1922 год? Незадолго до того закончилась Первая мировая. Европа жаждала вздохнуть и расслабиться. В кафе и ресторанах заиграл остромодный джаз, родившийся за океаном - в Новом Орлеане, самом франкоязычном штате США Луизиане. Эту колонию Наполеон Бонапарт продал американцам в 1803 году, но Новый Орлеан до сих пор называют маленьким Парижем. 
А вот в Европе джазовой столицей стал Париж большой. Именно оттуда вернулся в 1922 году в Советскую Россию поэт Валентин Парнах и привез с собой настоящие джазовые инструменты, прежде всего саксофон знаменитой французской марки «Сельмер». Он-то и прозвучал вскоре в дебютном для нашей страны джазовом концерте, открывшем целую жанровую эпоху...
К слову, в Мурманске в первом отделении оркестр имени Лундстрема играл советскую музыкальную киноклассику. И одним из номеров именитые музыканты исполнили первый отечественный блюз - «Темную ночь» из кинофильма «Два бойца» (1943 год), автором сценария которого был, между прочим, экс-пианист Евгений Габрилович. Как щемяще импровизировал на тенор-саксофоне Иван Волков! Как тонко и молодо подыгрывал на клавишах нашего «Стейнвея» 78-летний Борис Фрумкин!
 
Оркестр солистов
В 2003 году, за два года до кончины, престарелый Олег Лундстрем передал дирижерскую палочку своего оркестра изумительному джазовому пианисту Фрумкину. Старейший оркестр шагнул во вторую жизнь. Первая, ставшая уже легендой, началась еще в далеком 1931 году, причем в Китае. Подросшие дети русских специалистов Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с головой окунулись в маньчжурском Харбине в новомодный джаз, а возглавил оркестр потомок обрусевших шведских инженеров Олег Лундстрем.
После Второй мировой войны коллектив в полном составе вернулся в СССР. Но почти сразу попал под новую идеологическую напасть - борьбу с преклонением перед Западом. Негритянские корни джаза были забыты, а в ход пошла псевдонародная мудрость «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». И коллектив, неизменно собиравший полные залы, официально старались держать в тени, подальше от столичных подмостков и лучей славы. 
Поди теперь пойми тогдашних бюрократов... Чего они опасались? Ведь музыканты, вернувшиеся на Родину, изо всех творческих сил стремились быть своими, советскими. Но - не изменяя любимому жанру. Особенно явно это ощущалось, когда оркестр под управлением Бориса Фрумкина исполнил в зале Мурманской филармонии мощную пьесу Олега Лундстрема, написанную в 1946-м в честь Победы в Великой Отечественной войне. Борис Михайлович прямо-таки в рахманиновском стиле отшелестел на клавишах во вступлении, а затем на пять голосов зазвучали все пять саксофонов.
Вообще-то со сцены мы услышали еще и четыре трубы, и четыре тромбона, и три кларнета, и две флейты. Плюс рояль, контрабас и барабаны (на ударных вдохновенно играет старейший музыкант оркестра с 40-летним стажем Владимир Журкин). Типичный биг-бенд во вкусе довоенных наших оркестров Якова Скоморовского, Леонида Утесова, Александра Цфасмана. Или, если хотите, Дюка Эллингтона или Глена Миллера. Впрочем, мелодию Михаила Блантера «Грустить не надо» оркестранты перевели в абсолютно современное звучание, применив малоизвестный карибский стиль калипсо, когда группа тромбонов взяла в руки маракасы. Практически все  16 музыкантов по очереди выходили на авансцену солировать, срывая краткие аплодисменты посреди номера. Оркестр солистов, право слово!
 
«Спят усталые игрушки...»
Наверное, самой показательной импровизационной вещицей (а истинный джаз - это всегда непредсказуемая импровизация) стала любимая нашими дедушками и бабушками мелодия из 1920-х годов «У самовара я и моя Маша». С десяток музыкантов отсолировали на сцене! Особо хороши оказались, пожалуй, импровизы тромбониста Максима Пичанова и баритон-саксофониста Романа Секачева. А мне в зале подумалось: «А ведь звучала, звучала эта песня сто лет назад в Мурманске!»
А лет сорок назад я услышал на виниловой пластинке советской фирмы «Мелодия» блистательную аранжировку песни Аркадия Островского «Спят усталые игрушки» в исполнении Олега Ануфриева. Да-да, та самая из «Спокойной ночи, малыши», звучащая до сих пор. На пластинке было указано: «Обработка и фортепиано Борис Фрумкин». Ну мог ли я не спросить создателя про историю?
- Да-да, помню! - обрадовался нежданному «вопросу из прошлого» Борис Михайлович. - Мы записали эту песню без какого-либо расчета на телевидение. Но редакторы услышали ее, заказали знаменитому мультипликатору Александру Татарскому пластилиновую заставку и песня каждый вечер стала звучать с экранов... 
В зале сидело уже третье поколение мурманчан, выросших на этой обработке народного артиста России. 
Люблю джаз. Сто лет - а как вчера.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 20.10.2022