Чего не хватало пианистке? Барабанов!
19 октября, 2022 08:20 | Культура | Игорь Катериничев
 
Метнер, Брамс, Рахманинов, Малер - этих композиторов назвала своими любимыми пианистка Мурманской областной филармонии Алена Лебедева. Что и говорить, компания превосходная, однако примечательно, что в нее не вошли хрестоматийные Бах, Бетховен, Моцарт или Чайковский. Даже таким королям фортепианной музыки, как Шопен и Лист, не нашлось в ней места. На мой взгляд, это свидетельствует о широте взглядов и неординарности творческой натуры пианистки.
 
Счастливый случай
Мы беседовали с Аленой Лебедевой в преддверии ее творческого вечера - первого за более чем три с половиной десятка лет верного служения искусству в Заполярье в качестве артистки ансамбля, солистки и концертмейстера, преподавателя. И хотя недавно артистка отметила юбилей, этот вечер сама она расценивает вовсе не как творческий отчет или подведение итогов. Здесь скорее желание пригласить для совместного музицирования увлеченных соратников по профессии, поэкспериментировать с аранжировками, поделиться со слушателями тем, что сейчас интересно.
А начиналось все много лет назад тоже в Заполярье, только гораздо восточнее - в Дудинке, где родилась Алена, и в Норильске, где прошло ее детство. Музыкантов в семье не было, кроме нее самой и младшего брата, которого в разговоре Алена Валериановна ласково именовала исключительно «братиком». Он на полтора года младше и также учился игре на фортепиано, однако выбрал другую стезю и стал успешным и известным в профессиональных кругах режиссером киномонтажа. 
Справедливости ради надо сказать, что музыка в доме не умолкала. Родители были страстными меломанами. Папа имел хороший голос и на дружеских посиделках пел романсы и даже оперные арии. Москвичка-мама к тому же слыла заядлой театралкой и в свое время принадлежала к стану «лемешисток» - рьяных поклонниц великого тенора Сергея Лемешева. 
Тем не менее в музыкальную школу девочку никто отдавать не собирался. Как часто бывает, все решил случай. Нам, северным жителям, хорошо знакомо стремление вывезти детей с неприветливого Севера на как можно больший срок. Вот и у Алены в подмосковном Звенигороде жила бабушка, которая летом с удовольствием принимала у себя заполярных внуков. 
- Как-то мы гуляли с бабушкой вдоль Москвы-реки, и я увидела необычный домик с флюгером и крылечком. «Ой, что это такое красивое?» - восхитилась я, и мы зашли посмотреть. Оказалось, музыкальная школа, в которой в этот момент шли вступительные экзамены. Бабушка предложила попробовать, просто наудачу, без какой-либо подготовки, - вспоминает Алена Лебедева. 
Хорошая домашняя «наслушка» или просто нахальство шестилетки и отсутствие волнения сыграли роль, однако, когда вывесили списки, оказалось, что ее взяли в первый класс. 
Бабушку поначалу даже напугал успех этой «авантюры», ведь с родителями ничего не было согласовано. Однако после телефонного разговора с Норильском все уладилось, смущало лишь отсутствие в доме пианино. Но и это не беда - буквально по соседству нашлась старушка, согласная, чтобы ребенок хоть каждый день бренчал на ее инструменте свои гаммы. В благодарность к окончанию занятий бабушка приносила свежевыпеченные пирожки, и они втроем пили чай, скрашивая досуг одинокой пожилой женщины.
Свое пианино появилось уже после возвращения в Дудинку, где братик устроил скандал, заявив, что тоже хочет учиться играть. Так в семье появились два пианиста.
 
У шести нянек... все в порядке
На вопрос о том, как удалось пройти самый скучный для ребенка период, когда еще нет мелодий, а изо дня в день только бесконечные гаммы и нудные упражнения, Алена Валериановна отвечает, что он ей как-то не запомнился. 
- Возможно, из-за того, что я все время переезжала. У меня в музыкальной школе было шесть педагогов, и я всех их хорошо вспоминаю. Все они меня чему-то научили, что-то добавили в представление о профессии. И потом, мне очень нравилось читать с листа и подбирать на слух, а это всегда очень вдохновляет и воодушевляет. Единственный повод для ссор с братиком был, когда появлялись какие-то новые ноты - кто первый сыграет. Это как первым прочитать новую книгу, - поясняет Алена Лебедева. 
Интересно, что тогда она вовсе не думала, что музыка станет профессией. Собиралась быть математиком, и папа готовил дочь к этому еще до школы: задачи в стихах, «Занимательная алгебра», шахматы. С другой стороны, Алена хотела быть также литератором - пробовала что-то писать. В эту сторону дочь развивала мама, которая всю жизнь занималась просветительской деятельностью. Общество книголюбов, худсовет театра, первые киноклубы для старшеклассников на Таймыре - это все она. 
- Многое в жизни происходит благодаря моему «поперечному» характеру. Когда кто-то говорит, что у меня что-то не получится, тут же это становится мне особенно нужным, - с улыбкой говорит Алена Валериановна. 
Так по окончании музыкальной школы появилось Норильское музыкальное училище. Тогда, в юности, все хотелось попробовать, поэтому в училище Алена училась сразу на двух отделениях, а один год даже на трех - фортепианном, на которое и поступала, теории музыки, потому что там были очень интересные преподаватели. А когда стала ходить в академический хор, «прихватила» еще и часть предметов дирижерско-хорового отделения.
 
Влюбилась в Ленинград
- А потом на гастроли приехал замечательный пианист Игорь Комаров - однокурсник моего преподавателя по специальности Леонтины Карташовой. Та решила посоветоваться о судьбе талантливой девочки, - говорит Алена Лебедева. 
Он послушал и наказал быть в Питере сразу после получения училищного диплома. За полгода до этого Алена совершила своеобразный тур - показалась в консерваториях Красноярска, Новосибирска, Москвы и Ленинграда. 
- Жестче всего сказали в Ленинграде: «У нас своих пианистов полно, вы там поближе что-нибудь себе найдите». И тогда мне стало особенно ясно, что надо поступать в Питер, - смеется артистка. 
Консультировал абитуриентку Игорь Комаров, не взяв за это ни копейки, сказав: когда-то в молодости мне так помогли, теперь я передаю эстафету. Позанимались дня три, после чего маэстро сказал, что за такой короткий срок гарантий он дать не может. Но «поперечный» характер Алены и тут взял свое - поступила с первого раза. По словам Комарова, выдержала испытание на крепость духа и характера. 
В город влюбилась сразу. Рассказывает, что как-то все успевала: и упорно заниматься, и бегать по театрам-концертам-музеям, и просто пешком ходить по прекрасным питерским улицам. А потом появилась и первая работа - то ученики, то где-то на полставки концертмейстером. Хотелось самостоятельности и финансовой независимости, чтобы, например, студенческой компанией на выходные махнуть в Таллин. 
- Очень повезло с людьми - и с однокурсниками, и с компанией в общежитии. Замечательные были педагоги. Прекрасный город - об этом можно было только мечтать, - вздыхает артистка.
 
Мурманск стал судьбой
Когда Алена училась на пятом курсе, папа сообщил, что, по информации его мурманских коллег, Мурманская филармония подала объявление в газету о конкурсе на замещение вакантной должности пианиста, который может совмещать обязанности солиста, ансамблиста, концертмейстера. К тому моменту семья переехала в небольшую квартиру в Подмосковье, братик уже женился, так что там делать было нечего. Ну а поскольку Север роднее, поехала в Мурманск, куда и прибыла в июле 1986 года. 
Поначалу были проблемы с жильем. Как молодой специалист мыкалась по общагам под чужой фамилией, отдельная, почти детективная история, для которой не хватит площади газетной страницы. 
- В первый же день успела поудивляться - сколько зелени в городе! По сравнению с Норильском, где две-три чахлые березки... Тут Север мягкий, - отмечает Алена Лебедева.
 
Да и в филармонии встретили очень хорошо. Так вышло, что к тому моменту пианисты поуезжали, кто-то ушел в декрет. Все пианисты! Молодой специалист оказалась одна. В первые два года работы бывало до 90 концертов в месяц. 
- Зато это огромный опыт. И у меня здесь были потрясающие партнеры: Александр Бобин-Шмидт, Антонина Панченко, Елена Боброва, Дмитрий Гилев. В общем, в Мурманске прижилась. И еще очень ценю, что сразу после консерватории мне выпала честь заняться исполнительской работой - не всем однокурсникам так посчастливилось, многим пришлось идти преподавать, - поясняет артистка. 
Алена Лебедева пришла к преподаванию только через 10 лет исполнительской практики, накопив опыт и мастерство. Концертную деятельность не бросала, просто перестала быть единственной. Около 12 лет пианистка входила в состав «Мурманск-классик-квинтета», куда ее пригласил Дмитрий Гилев. С этим коллективом участвовала в огромном количестве гастролей и фестивалей как за границей, так и в России.
 
Ударное поле деятельности
Когда квинтет прекратил свое существование, возник вопрос, что делать дальше. Алена Лебедева задумалась: какой краски не хватает в нашей музыкальной палитре? Решение пришло быстро - барабанщики! С этой специальностью преподаватель Лебедева давно работает в Мурманском колледже искусств. 
- Это совсем неизведанная область для публики и очень широкое поле деятельности: можно делать переложения симфонической, камерной, оперной музыки, что-то джазовое, что-то этническое, классическое, прямо академическое-преакадемическое, чистую эстраду с вокалом и без вокала, - поясняет артистка. 
Быстро нашлись два барабанщика, стали вместе придумывать концепцию, репертуар, обоснование. Так постепенно образовался ансамбль «Ударная компания» из фортепиано и двух ударных установок, который впервые выступил в филармонии в ноябре 2019 года, и с тех пор его концерты пользуются большим успехом. 
«Ударная компания», разумеется, станет участником творческого вечера Алены Лебедевой «Дорога из черно-белых клавиш», который состоится на сцене областной филармонии в эту пятницу. Всего же на сцену выйдут тридцать музыкантов, которые представят зрителям калейдоскоп эпох и стилей, неожиданные аранжировки, необычные сочетания инструментов, родные мелодии и познакомят с новыми авторами.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 19.10.2022