Виртуозный исполнитель классической музыки на стеклянной арфе – попросту на винных бокалах – Александр Лемешев не изменил традиции и прибыл в Мурманск аккурат на новогодние праздники. За кулисами вспоминали его прошлый новогодний концерт на сцене Мурманской областной филармонии, когда он сорвался в заполярную столицу, несмотря на пневмонию и категорический запрет врачей. О коронавирусе тогда еще никто и слыхом не слыхивал!
 
Мурманский дебют
 
«Надеюсь, что мое выступление здесь получится такого же высокого уровня, как и прием в великолепной мурманской филармонии», – написал на своей странице в «Фейсбуке» всемирно известный музыкант. И, как всегда, ни на йоту не ошибся.
 
Его хрустальная музыка стала большим праздничным подарком для истосковавшихся за время эпидемиологических ограничений по концертам мурманчан. И задала тон музыкальному новогоднему марафону.
 
А сам Александр Сергеевич, изрядно подняв настроение мурманчанам, отбыл в столицу с тем, чтобы поднять его всей стране: 31 декабря в программе «Доброе утро» на Красной площади музыкант поздравил россиян хрустальной музыкой новогоднего попурри, исполненной на винных бокалах. Лучшего поздравления, кажется, и придумать было нельзя!
 
К слову, мурманчане на концерте первыми услышали это попурри.
 
Курьезная оговорка
 
Как удалось выяснить «Вечерке», в новогоднюю ночь виртуозный исполнитель волшебной стеклянной музыки к винным бокалам прикасался только по их прямому назначению – отдыхал от гастрольной деятельности. А самым большим подарком для него стала встреча Нового года в кругу домашних в только что отремонтированной петербургской квартире.
 
– Живу в Петербурге уже 15 лет, там мои корни, хотя родился в Барнауле, – рассказал Александр Лемешев «Вечерке» за кулисами филармонии. – Моя бабушка была ленинградкой, блокадницей. Ее, спасая от голодной смерти, эвакуировали в Барнаул. И я очень рад, что мне удалось вернуться в родной для нашей семьи город на Неве.
 
К слову, петербургского музыканта, однофамильца легенды оперной сцены Сергея Лемешева, нет-нет и назовут именем выдающегося лирического тенора. В таких случаях Александр Лемешев, который к тому же по отчеству Сергеевич, говорит, что ему очень лестна такая оговорка. И припоминает курьезную историю, как в Чебоксарах, после концерта, за праздничным столом в присутствии президента Чувашии с супругой от волнения оговорился и назвал Лидию Федосееву-Шукшину, с которой выступал на одной сцене, Лидией Федосеевной. А она Лидия Николаевна.
 
Известная актриса отнеслась к оговорке с пониманием. А Александр Сергеевич, кажется, на всю жизнь запомнил эту неловкость.
 
Мелодия из серванта
 
Гитарист по образованию, Александр Лемешев уже около 20 лет занимается стеклянной музыкой. Это экстравагантное направление он выбрал, можно сказать, случайно, по наитию. И первую стеклянную мелодию сыграл на обычных бокалах из родительского серванта.
 
– Первые бокалы, которые я использовал для музицирования, были из посудного шкафа моих родителей, – рассказал «Вечерке» всемирно известный виртуоз. – Я просто взял их с полки, поставил на стол и начал играть. Дело в том, что мой знакомый занимался игрой на стеклянной арфе, я увидел, увлекся. И решил попробовать сам. Сначала – в качестве эксперимента. А потом у меня сложилась собственная музыкальная карьера, сольная концертная деятельность.
 
Александр Лемешев считает, что в таком необычном исполнении классическая музыка привлекает больше внимания публики, чем на более традиционных инструментах. «Не сомневаюсь, что стеклянная арфа является неким двигателем, популяризатором классической и современной эстрадной классической музыки, – говорит он. – Привлекает внимание и сам инструмент, его необычный звук. Я надеюсь, что своими выступлениями вношу личный вклад в популяризацию музыкальной классики. Если  в  любом  концертном зале мне  удается  заинтересовать слушателей, то, в общем-то, я уже счастлив».
 
Партии Моцарта и Гребенщикова
 
Когда он выступает на сцене, извлекая воистину волшебные звуки из банальных винных бокалов, зрителя не покидает вопрос: «Как же он это делает?!». Отвечая на него, Александр Лемешев, по-моему, немного лукавит.
 
– Я провожу мокрыми пальцами по краю бокальчиков, и каждый из них начинает петь, – объясняет он технику воспроизведения стеклянного звучания. – Конечно, есть и нюансы, и сложности. Но, наверное, в силу того, что я занимаюсь этим достаточно долго, я не задумываюсь над тем, насколько это сложно. Для меня игра на стеклянных бокалах – абсолютно естественный процесс. Впрочем, бывает, когда смотрю на свои выступления в Интернете, иногда и сам удивляюсь: «Как же я это делаю?!».
 
Стоит ли удивляться тому, что после концертов зрители так и норовят дотронуться до его, кажется, волшебной стеклянной арфы!
 
Ее звуки, кстати, небезосновательно считаются целебными. Помогают от разного рода депрессии и хандры, снимают стрессы, поднимают настроение. Да и сам Александр Сергеевич признался, что после его первого мурманского концерта трехлетней давности, когда он выступал с пневмонией, у него нормализовалось самочувствие и упала температура.
 
Всех мурманчан, желающих на себе проверить магическую силу уникальной музыки стеклянной арфы, петербургский виртуоз неизменно приглашает на свою страницу в «Ютюбе» и на свой сайт Lemeshev.com
 
Музыкант охотно рассказывает и о том, что первые упоминания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV – в Персии и XV веком в Европе, но только в 1740 году появились профессиональные выступления с использованием стеклянной арфы.
 
Впрочем, как и четыреста лет назад, стеклянная арфа сегодня, или, как ее еще называют, кристаллофон, – это хроматический инструмент с диапазоном звучания 2–3 октавы. Он состоит из 24–36 винных или коньячных бокалов, подобранных или специально изготовленных. Бокалы могут настраиваться стеклодувом, механической обработкой или путем добавления воды. Сегодня можно встретить инструменты и в 60 бокалов, для игры в четыре руки.
 
Партию для стеклянной арфы можно найти и в симфониях Моцарта, и в концертах «Pink Floyd», и в музыке Бориса Гребенщикова. Существуют концерты, написанные специально для стеклянной арфы и симфонического оркестра.
 
Мастер волшебных звуков
 
Сегодня всего несколько музыкантов в мире виртуозно играют на винных бокалах, среди них и Александр Лемешев. За почти два десятилетия он научился не только в совершенстве играть на кристаллофоне, но и настраивать, и даже изготавливать необычные стеклянные инструменты. Он умеет мастерски заменить случайно разбитый бокал или компенсировать его звучание оставшимися емкостями, добавляя в них тонко высчитанное количество воды.
 
О его безупречном слухе ходят легенды. Он за считанные минуты подбирает на своей стеклянной арфе и мелодию песни «Владимирский централ», и гимн Казахстана, и «Танец Феи драже» Чайковского.
 
Добавлю, что в Мурманске Александр Лемешев в очередной раз был потрясен гостеприимством и красотой областной филармонии. И теплом мурманской публики. Он от души поблагодарил за высочайшее мастерство артистов филармонического инструментального квартета, вместе с которыми исполнил известнейшие произведения популярной классической музыки.
 
Помимо концертной деятельности виртуоз подрабатывает на частных вечерах и корпоративах. А по-настоящему отдыхает дома, за семейным столом. И сколько бы не стояло на нем бокалов, ни у кого язык не поворачивается попросить на них сыграть! «И близкие, и друзья понимают, что как бы комично это не было, винные бокалы для меня – это все же мой рабочий инструмент, моя работа. А застолья – это прежде всего отдых. Тем более если собираемся за столом после концерта, когда все уже наигрались», – говорит Александр Лемешев. И не забывает добавить популярную профессиональную шутку: «Без бокала нет вокала!».
 
Анжелика КОВАЛЕВА.
17 января 2021г.