В Заполярье выступил немецкий мастер органной импровизации
06 марта, 2020 10:21 | Культура |  Андреева Екатерина
 
Фото: Лев Федосеев
 
О билетах заботьтесь заранее
 
Вопреки расхожему мнению, органная музыка может быть очень легкой, практически невесомой, похожей на журчание ручья или нежную трель соловья. Думается, об этом хорошо знают северяне, у которых есть возможность послушать сочинения, написанные широко или не очень известными авторами специально для редкого инструмента. А он в Мурманске имеется, и в областной филармонии с завидной регулярностью проходят концерты российских и зарубежных органистов - как сольные, так и в составе с другими: например, скрипкой или саксофоном. Неизменно такие выступления проходят с аншлагом, билеты надо приобретать заранее.
 
Не стал исключением и концерт музыканта из Германии Торстена Мауса. Он выступил перед северянами с программой «Иоганн Себастьян Бах и органные импровизации». Имя великого немецкого композитора тесно связано с этим инструментом, а вот какие прозвучали импровизации? Дело в том, что Торстен Маус - не просто главный органист собора Святого Петра в Реклингхаузене. После обучения в Высшей музыкальной школе Эссена по классам органа и дирижирования он с отличием окончил класс по органной импровизации, завоевал звание лауреата на соответствующем международном конкурсе.
 
Однако не только жюри творческих состязаний ценят его мастерство в данном направлении - музыкант часто выступает с импровизациями под немое кино. Он записал альбом саундтреков к фильму «Звездные войны», переложил партитуру фильма «Список Шиндлера» и музыку к экранизации эпопеи Джона Толкина «Властелин колец. Братство Кольца». Также в его активе саундтреки знаменитого сериала Джорджа Лукаса «Хроники молодого Индианы Джонса» - «В поисках утраченного ковчега».
 
Имя Торстена Мауса известно поклонникам музыки разных стран - он активно гастролирует по миру. Сейчас, к примеру, у него тур по городам России. Органист уже побывал с концертами в Перми, Архангельске, Волгограде и Саратове. К слову, в последнем он выступил с программой «Билет в Голливуд», в рамках которого сыграл вместе с джазовым оркестром.
 
У каждого инструмента свой характер
 
Концерт в областной филармонии состоялся, традиционно, вечером. Однако услышать звуки органа можно было уже днем, во время репетиции Торстена Мауса. Сюиты Иоганна Баха великолепно звучали даже на первом этаже - об этом нам рассказали сотрудники учреждения. С самим же музыкантом удалось пообщаться перед началом его выступления. Заодно и поближе рассмотреть орган - не каждый день его удается увидеть со сцены.
 
- В Мурманске мощный орган, звук хороший, - оценил, усаживаясь за инструмент, музыкант. - Я играл на многих в разных городах, не могу особенно выделить один или два, каждый имеет свои черты. Куда бы я ни приезжал - везде хороший орган. В Германии практически нет специальных для этого инструмента залов, концерты проходят в основном в соборах. Это направление музыки не очень востребовано, приходят, как правило, туристы. Поэтому меня очень удивило, что в России довольно большое количество именно таких залов, которые могут вместить внушительную аудиторию.
 
Что любопытно, если выступления своих органистов, по словам гостя, в Германии не так популярны, то приезд российских музыкантов жители этой страны всегда встречают с большим интересом и вниманием. Так, уже нынешним летом там с концертами выступит заслуженный артист России петербуржец Даниэль Зарецкий.
 
Загадочный Бах
 
Однако вернемся к концерту. Торстена Мауса специалисты называют человеком-сенсацией и человеком-праздником. «Виртуозный академический органист, вдохновенный джазовый импровизатор и аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром», - так пишут о его игре. И мурманчане убедились в справедливости этих слов. Даже сама манера его исполнения завораживает и удивляет: очень часто он нажимает на клавиши, а их, между прочим, три ряда, скрестив руки. То есть, допустим, пальцы правой работают в верхнем левом углу, а пальцы левой - в нижнем правом.
 
- Бах казался своим современникам почти загадкой, - отметила музыковед Светлана Бобрицкая, которая вела концерт. - Иоганн Вольфганг Гете, познакомившись с его произведениями, говорил: «Лейпцигский кантор - божественное явление, он ясен и все-таки необъясним». Один из исследователей писал, что композитор настолько всеобъемлющ и глубок, что кажется, он не житель земли, а абсолютная красота и мудрость, воплощенная в органисте Бахе.
 
Открыла программу пьеса, созданная в первые самостоятельные годы жизни композитора. В ней ощущается влияние французской органной традиции, с которой автор столкнулся, переписывая ноты по ночам при свете луны. В начале звучит подрагивающая прелюдия, а в конце - почти невротическая нота. Это позволяет насладиться искусством композиции. Не случайно эта часть сохранилась под названием «Фантазия».
 
Также в творчество Иоганна Себастьяна Баха внес вклад Иоганн Эрнст, сын герцога Саксен-Веймарского. Он дал музыканту идею создания сольного органного концерта - привез из Голландии, где учился, сборник «12 концертов для струнных инструментов», который, как считают историки, оказал на него заметное влияние. Кроме того, композитор написал два концерта соль-мажор по заказу самого принца, и в строке авторства даже указаны два имени.
 
Видимая легкость
 
Не остался в стороне и сын композитора Вильгельм Фридем. Иоганн Себастьян Бах написал для него сборник, в который вошла трио-соната, и таким образом помог подняться на новую ступень мастерства. Трио-соната с двумя мелодическими голосами и басом, написанная для сборника, считается одной из самых сложных композиций для исполнения. Специалисты говорят, что тот, кто ее освоит, никогда больше не встретится с трудностями в игре.
 
- Завершающей кульминацией на пути исканий в сольном жанре стал Итальянский концерт, - продолжила Светлана Бобрицкая. - Название относится главным образом к стилю изложения, к композиции, а музыка - типично немецкая, с традиционным для Баха богатством выразительно-интонационных изгибов, вариантов рисунка.
 
Во второй части концерта мурманская публика услышала сонату № 14 до-мажор в трех частях, написанную романтиком первой половины XIX века Йозефом Габриелем Райнбергером. Он не был склонен к новациям и экспериментам и потому остался в тени своих именитых современников.
 
Практически вся музыка, звучавшая в тот день в зале областной филармонии, была, как уже сказано, светлой и легкой. Но не стоит думать, что ее легко было и исполнять: уже после третьей композиции Торстен Маус воспользовался бумажным платком, чтобы вытереть лоб. И после каждого номера программы неизменно вставал из-за органа и шел на поклон. Впрочем, нет, не вставал, а по-мальчишечьи бодро чуть не выпрыгивал из-за него.
 
Одно исполнение вызвало, пожалуй, некоторое недоумение слушателей. Была объявлена импровизация на тему российского гимна. Торстен Маус начал играть, однако уже вскоре стало понятно, что он импровизирует, скорее, на тему самой популярной русской песни - «Катюша»... Что ж, ее, долетевшую до Германии в 45-м, в каком-то смысле тоже можно считать гимном...
 
В любом случае, публика горячо приветствовала музыканта, и он исполнил еще одну композицию на бис.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 06.03.2020