Филармония - вовсе не сонное царство

 
Что же это было? Уж точно не концерт в традиционном понимании. Музыкальное действо, представление? В любом случае нынешнее выступление Мурманского филармонического оркестра стало таким ярким событием, что при воспоминании о нем испытываешь волнение. Не случайно же восторженные зрители устроили музыкантам овацию с криками «браво!» нисколько не меньшую, чем звездам первой величины.
 
 Фото Сергей Ещенко
 
И бас-кларнету пришлось воспрять
В минувшее воскресенье зал филармонии был полон. Послушать концерт с интригующим названием «Парад планет» собрались не только постоянные ее посетители. Интерес подогревался слухами о том, что оркестр под управлением Сергея Горбатюка, преподавателя колледжа искусств, готовит что-то необычное. Собирается беспрецедентно большой состав, в который привлекаются и студенты колледжа. Да и сама программа обещала сюрпризы.
- Всего на сцене было сорок инструменталистов, не считая хористов, - рассказала заместитель директора филармонии Елена Завалиенко. - Струнная и духовая группы, орган, два синтезатора, на которых исполнялась партия арфы. И нам, и Сергею Горбатюку пришлось приложить немало усилий, чтобы собрать большую команду духовиков, с которыми у нас обычно проблемы. Пригласили музыкантов оркестра штаба Северного флота, из Петрозаводска, преподавателей музыкальных школ. Новый гобоист появился у нас в Заозерске. Но некоторые инструменты найти было просто невозможно. Например, партию английского рожка исполняла на саксофоне Екатерина Луговых. Хочется отметить, что наконец-то понадобился и такой редкий инструмент, как бас-кларнет. Он почивал у нас в кофре, наверно, с прошлого века. И вот его голос вновь зазвучал благодаря Геннадию Бояринцеву из оркестра штаба флота.
Программа концерта, по словам Елены Завалиенко, которая сама еще несколько лет назад играла в оркестре и имеет большой опыт выступлений, была очень сложной, особенно у духовиков. И вероятно, к ним можно было бы предъявить некоторые претензии, но, честное слово, совершенно не хочется. Как говорится, звезды сошлись - и все удалось.
«Из Нового Света» - по-новому
А начался концерт достаточно традиционно, с самого что ни на есть классического сочинения с очень счастливой судьбой - Девятой симфонии ми минор Антонина Дворжака «Из Нового Света». Первое же ее исполнение в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1893 году имело грандиозный успех, и до сих пор это сочинение остается одним из самых популярных произведений мирового репертуара. И заслуженно! Музыка симфонии настолько образна и красочна, что, даже не зная содержания всех четырех ее частей, подробно рассказанных ведущей концерта, можно было живо представить себе и шумную жизнь большого города, и красивые пейзажи, и танцы, и звуки неких героических сражений.
Возможно, меломаны вспомнят, что это сочинение Дворжака наш оркестр когда-то уже исполнял. Но большой его состав и, пожалуй, новое прочтение музыки дирижером представили произведение в новом свете. Публика была так щедра на аплодисменты, что дирижеру пришлось дважды выходить на поклон.
 
 
 
То ли шаги Командора, то ли Дарта Вейдера
Однако настоящая интрига ждала слушателей впереди - очень сложное, требующее большого симфонического состава, редко исполняемое у нас и знаменитое на Западе сочинение британского композитора Густава Теодора Холста «Планеты». Впервые, кстати, оно прозвучало сто лет тому назад - в 1920-м. Чтобы взяться за его исполнение, требовалась настоящая творческая смелость. Каждая из семи частей симфонической сюиты Холста названа в честь одной из планет Солнечной системы (композитор очень увлекался астрологией) и имеет свой ярко выраженный в музыке характер.
Оркестр исполнил четыре части из семи: «Марс - вестник войны», «Сатурн - вестник старости», «Нептун - мистик» и «Юпитер - приносящий радость». Как описать произошедшее? Фантастическая музыка, впечатляющей красоты видеоряд, с большим вкусом и творческой фантазией подобранный Екатериной Бобрицкой, выразительное световое оформление словно перенесли зал в иную реальность.
Поразило необычайное физическое воздействие музыки - в «Марсе», например, она вселяла реальный страх, такой, что мурашки бежали по телу. Ужас, отчаяние, звуки нечеловеческих сражений, рок, неумолимая судьба слышались в шагах то ли Командора, то ли Дарта Вейдера из «Звездных войн». Недаром отголоски музыки Холста можно услышать и в этой знаменитой киносаге, и в «Чужих».
Кровавую планету сменил Сатурн. Его маятник, качаясь, приближает старость. Нельзя ничего противопоставить неумолимому движению времени. Печаль, скорбь…
Таинственное водное царство Нептуна заворожило переливами струн арф, пением то ли русалок, то ли сирен в исполнении женской группы камерного хора «Амадеус». Заключительная часть - величественный «Юпитер» - словно вернула слушателей к земной жизни, добавив ярких живых красок и танцевальных мотивов. Музыка стихла, померк экран, дирижер опустил руки… Несколько секунд - и зал словно очнулся от гипноза: что это было?
 
Разрушая стереотипы
«Восторг! По-моему, это емкое слово, определяет ощущения всего организма! От макушки до пальчиков...», «Потрясающе! Грандиозно! Браво! Спасибо!», «Спасибо за фантастические «Планеты» с потрясающим видеорядом! Хотелось бы услышать этот концерт вновь с добавлением оставшихся частей сюиты. Браво!» - вот такие и подобные отзывы получили филармония, дирижер оркестра и наверняка многие музыканты после концерта, прямую трансляцию которого в Интернете вела не только филармония, но и компания Polar Play Production.
После столь очевидного успеха Сергей Горбатюк, пожалуй, должен был с неделю почивать на лаврах. Но следующим утром он уже был на работе. Поздравления, конечно, получал, но не меняя привычный график жизни. Как оказалось, его дирижерская деятельность выстроена по определенной схеме. Два предыдущих проекта - «Киномузыка» и «Хорошее настроение», - тоже, кстати, прошедшие в филармонии на ура, были посвящены легкой музыке. И как бы подготавливали слушателей к восприятию классики. И вот теперь - Дворжак, Холст. Классика - да, но из разряда «нескучной».
В стремлении разрушить стереотип о том, что филармонические концерты - это сонное царство, Сергея поддерживает и Елена Завалиенко. Она вообще очень довольна, что впечатляющего успеха добился не приглашенный, как чаще всего бывает, дирижер, а свой - молодой земляк. К тому же лишь недавно получивший второй, о дирижерском образовании, диплом консерватории:
- После его «Планет» так и хочется сказать: «Что, разве нет пророка в своем отечестве?!»
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 21.02.2020