Текст: Ольга Данилов
Фото: Павел Вишневский
 
Звон бокалов в Новый год, даже если он Старый, - дело обычное. Но тот звон, что заполнил в Старый Новый год битком набитый зал областной филармонии, не был ожидаемым и банальным. А нес в себе обертоны волшебства.
 
…На небольшом столике на сцене - несколько рядов разнокалиберных бокалов, прикрученных к основанию. Вроде ничего особенного - такую сервировку мы можем и дома сообразить… Но когда пальцы Александра Лемешева, смоченные водой («Мурманской, самой лучшей!» - пошутил он. А может, и не пошутил…), стали порхать по стеклянным граням, то гладя, то просто прикасаясь к ним, как к клавишам рояля, то постукивая, - тут и началось волшебство, настоящее, новогоднее...
Этот инструмент называется стеклянной арфой. С чем можно сравнить его звук? После концерта Александр сказал, что, на его взгляд, с голосом челесты - небольшого клавишно-ударного инструмента. Но нам-то, обычным любителям музыки, где челесту услышать? Я бы сказала, что звук этой арфы сравним со звоном хрустальных колокольчиков. Нежная звуковая волна буквально завладевает слухом, захватывает в свой плен... Невольно подумалось: если музыка, как считают специалисты, благотворно влияет на здоровье человека, то такое божественное звучание должно быть эффективно вдвойне!+
 
Программа концерта содержала произведения популярной классики разных эпох: от Моцарта и Баха до мелодии из кинофильма «Игрушка» и французского шансона. Звучали и «Венгерский танец» Брамса, и «Аве Мария» Шуберта и Каччини, и «Вальс цветов» Чайковского из балета «Щелкунчик»… Слушая прекрасные мелодии в столь необычном исполнении, зал взрывался аплодисментами.
Артисты «Мурманск-классик-квинтета» имеют большой опыт выступлений с солистами, но тут случай был особый: как скрипкам, альту и виолончели не заглушить нежный, слабый даже со звуковым усилением, голос стеклянного инструмента? Но ансамбль получился! Деликатный аккомпанемент подчеркнул красоту ангельского голоса арфы.
То, что стеклянные инструменты существуют уже несколько веков, можно было понять уже на концерте: в числе прочего Александр исполнял оригинальные пьесы для стеклянной арфы, написанные Моцартом.
Позже он подтвердил: голосом стекла наслаждались при королевских дворах и в элитных салонах примерно с середины XVII века. К этому времени мастера научились создавать из стекла тонкие изящные изделия, и кто-то заметил, что если провести влажным пальцем по краю бокала, то раздастся тонкий, певучий звук. Вот так и появилась стеклянная арфа - по сути, просто набор бокалов, наполненных водой.
Чем они полнее, тем выше звук. Варьируя размеры бокалов, их форму и количество воды, музыканты добивались диапазона в три октавы! Позже, когда концерты переместились из салонов в концертные залы, интерес к стеклянным инструментам угас - их слабый голос просто не было слышно. И только технический прогресс в 30-е годы прошлого века вернул необычную музыку на эстраду. Вернул, но не сделал массовой, популярной. Она так и осталась экзотической гостьей. Игре на стекле не обучают в консерваториях, для музыкантов не проводятся конкурсы. Мастерство передается буквально из рук в руки.
Так случилось и с Александром Лемешевым. Игрой на бокалах его, профессионального гитариста, увлекли друзья-музыканты из Crystal Trio (этот коллектив, кстати, два раза гастролировал в Мурманске). Сначала это было просто хобби, а с 2002 года, оставив работу в рок-группе и джазовом оркестре, Александр полностью посвятил себя игре на стеклянной арфе.
Сегодня Лемешев - один из наиболее известных артистов, играющих на стеклянных бокалах, не только в России, но и во всем мире. Он является действительным членом международной ассоциации стеклянной музыки Glass Music International, регулярно принимает участие в различных телевизионных программах, много гастролирует. Его арфа звучала на Петровском балу в Венеции, международном фестивале стеклянной музыки в США, концерте в честь Елены Образцовой, закрытии параолимпиады в Сочи… Но, как показалось, особенно памятен для него вечер «Планета Григорий Горин» в Театре эстрады, в котором приняли участие многие выдающиеся деятели культуры.+
 
Там завязалось его знакомство с Юрием Башметом, около двух лет назад вылившееся в совместный творческий проект: в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся концерт «Солистов Москвы» с участием Александра Лемешева. После этого выступления, как считает исполнитель, в его карьере произошел сдвиг, «все закрутилось». Взять хотя бы сольный концерт с оркестром Петербургской филармонии! В мечтах музыканта - создание целого оркестра стеклянных инструментов. Почему бы и нет? Ведь он, как сам считает, только в начале пути.
Опубликовано: Мурманский вестник от 18.01.2018