Это, пожалуй, был первый концерт в мурманской филармонии, когда известнейшие музыканты, лауреаты международных конкурсов, задержались после выступления не потому, что фотографировались с многочисленными поклонниками, а потому, что решили запечатлеть на память так понравившийся им зал. Публика, кстати, тоже разошлась не сразу: двухчасовая программа «Время виртуозов», включающая произведения для органа и гобоя с времен барокко до современности, показалась короткой, хотелось продолжения!
 
Красота на память
 
В финале органисту Александру Удальцову и гобоисту Ивану Паисову устроили овации. А те, в свою очередь, пообещали непременно приехать в Мурманск как-нибудь еще.
 
За кулисами они делились восторженными впечатлениями с «Вечеркой»: «Очень понравилась мурманская филармония, здесь большое удовольствие даже просто играть. Это уже не говоря о том, что мурманская публика такая тонко чувствующая, понимающая, внимательно слушающая и очень тепло принявшая нашу программу. Зал буквально потрясающий: во-первых, шикарный ремонт, все очень красиво, резные спинки на стульях, это фантастически здорово; во-вторых, очень хорошая акустика. Хотелось все запечатлеть, чтобы эта красота осталась на память, ну и еще в «Фейсбуке» с друзьями ей поделиться».
 
Золотой гобой
 
К слову, Иван Паисов – один из немногих музыкантов, играющих на гобое и заставляющих слушателя поверить, что душа умеет танцевать на цыпочках. В его уникальном репертуаре представлена вся музыка, написанная для этого редчайшего инструмента. Он играет со многими ведущими оркестрами, и в его планах – сыграть с мурманским филармоническим оркестром.
 
На мой вопрос, может ли какой-либо инструмент сыграть еще более трогательную музыку, чем его любимый гобой, Иван Юрьевич ответил, что, разумеется, только гобой д`амур!
 
– Гобой д`амур – гобой любви, как его еще называют, звучит еще лучше! И иногда я играю на нем, – сказал столичный музыкант. – Вообще, гобой – редкий инструмент, гобоистов мало, а концертирующих гобоистов еще меньше. Музыка гобоя очень яркая, запоминающаяся, ее невозможно перепутать ни с какой другой!
 
Помимо гобоя Иван Паисов виртуозно владеет еще и редчайшим английским рожком. Правда, признался, что играет на нем не так часто: «Для английского рожка не так много пьес написано, зато каждая – на вес золота. Его чаще используют для симфонических оркестров, в симфониях, операх, музыке к балетам. А вот как концертный инструмент – это, конечно, большая редкость. Стоит английский рожок очень дорого – от 10 тысяч евро. На рубли выходит сумма, приближающаяся к миллиону. Гобой обходится где-то в 7–8 тысяч евро. У меня три обычных гобоя, два гобоя д`амура и один английский рожок. Они все разного возраста, разных фирм-производителей. У каждого из этих инструментов свое лицо, и для каждого я нахожу его оптимальное применение.
 
На гастроли в Мурманск Иван Паисов взял самый лучший гобой из своей коллекции – с розовым золотом. «Я на нем все сольные концерты играю, – объяснил он. – Доверяю ему, как другу, знаю, точно не подведет!».
 
И Иван Юрьевич, и его уникальный музыкальный инструмент в Мурманске уже второй раз. Арктическая столица вдохновляет московского гобоиста.
 
– Для меня Мурманск – это такой сказочный город, город полярников, город исследователей Севера, город моряков, город-герой, –  говорит он. – Тут у вас сейчас только начинается весна, и для нас, музыкантов, это уникальная возможность еще раз пережить это волнующее чувство пробуждения природы. Ведь везде по России уже почти летнее буйство зелени, а у вас, словно вернувшись в весеннее настроение на машине времени, можно пережить эти волшебные чувства вновь.
 
Предмет гордости
 
Органист Александр Удальцов, отыграв юбилейный, тридцатый, органный концерт в истории мурманской филармонии, сказал, что таким инструментом можно только гордиться! Два его весьма почитаемых ближайших «родственника» установлены в Московском Доме музыки и Большом драматическом театре. И все же мурманский орган по-своему уникален и не похож ни на какой другой. Мало кто знает, сколько директору мурманской филармонии Виктории Чачиной пришлось искать, считай, по всему миру подходящий для небольшого зала инструмент! И что поначалу в эту затею с органом, кроме нее, вообще никто не верил! Но Виктория Владиславовна сумела убедить различные инстанции и заказать уникальный современнейший орган специалистам известной немецкой фирмы «Glatter-Götz». Все его составляющие детали, которые заняли несколько ящиков, были переправлен паромом из Германии в Петербург. А оттуда двумя фурами доставлены в Мурманск. Монтажом и настройкой инструмента также занимались германские специалисты – в мурманской филармонии на тот момент таких настройщиков не было.
 
Сейчас это место занял Тимофей Перминов, настройщик фортепиано, прошедший специальные курсы для обслуживания органов. Он вам может рассказать без запинки всю подноготную мурманского инструмента. Например, то, что он состоит из более чем двух тысяч деревянных и металлических труб. Самая высокая из них достигает шести метров и дает очень низкий звук. А самая короткая «ростом» всего 13 миллиметров, «поет» очень тонко и высоко. Причем высокие трубы загнуты, что придает своеобразный оттенок звучанию. Их большую часть скрывают панели, зрителям видны только те, что расположены в порталах с двух сторон от сцены. Высота всей конструкции составляет около шести метров, а вес – более десяти тонн.
 
Сюда же входят расположенные под потолком филармонического зала кожаные меха, на которых лежат обычные уличные мурманские камни. И они играют в звучании органа большую роль! Когда электродвигатели нагнетают в меха воздух, камни создают противодействие и воздух через клапаны устремляется в органные трубы, у каждой из которых есть свой голос. Потому такого грандиозного диапазона звучания больше нет ни у одного музыкального инструмента!
 
Видимый пульт
 
Еще одна видимая часть органа – это пульт, за которым на специальной скамье сидят органист и его ассистент. Последний должен успевать вовремя переворачивать страницы с нотами, ведь пальцы музыканта постоянно скользят по мануалам, то есть клавиатурам. В мурманской филармонии на органных концертах ассистирует Тимофей Перминов и всегда блестяще справляется со своей ролью.
 
Александр Удальцов говорит, что ассистент на время выступления становится почти что близким человеком – от его внимания и профессионализма также во многом зависит успех у слушателя.
 
Правда, редко, но бывает, когда даже опытные ассистенты невольно подводят органистов.
 
– Не буду называть, в каком играл зале, там есть очень хорошая ассистент. Она музыкант, работает в школе, ей нужно вставать, чтобы успеть на занятия, в 6 часов утра. И бывает, что она приходит на репетицию или концерт уже изрядно уставшей, из-за этого иногда забывает вовремя перевернуть страницу, – припомнил такой случай Александр Дмитриевич.
 
– И что вы в такой ситуации делаете? – спросила я его.
 
– Я спокойно киваю, – ответил музыкант.
 
– А ассистент вздрагивает, наверное, думает, боже мой, чуть не заснула?!
 
– Ну, знаете, на концертах тоже бывает всякое.  
 
Анжелика КОВАЛЕВА.