- Мы приезжаем в Мурманск во второй раз, с удовольствием вернемся еще, но хотели бы не только дать концерт, но и участвовать в службе в каком-нибудь из здешних храмов! - регент Праздничного патриаршего хора московского Свято-Даниловского монастыря Георгий Сафонов сделал северянам заманчивое предложение. В самом деле, возможность услышать один из самых известных коллективов, исполняющих православную богослужебную музыку, не на сцене, а в «естественной среде», в храме, с его акустикой и атмосферой, была бы бесценным подарком и для меломанов, и для верующих. Такая идея могла бы воплотиться в совместном проекте духовных и светских властей региона. Пока же ценители рукоплескали знаменитому хору в воскресенье в зале областной филармонии. Концерт состоялся в рамках Года культуры в России и прошел при полном аншлаге.   

«Фирменный стиль» Праздничного хора - старинные распевы, и русские, и греческие, которые нечасто услышишь в современном приходском храме. Вокалисты тесно работают с музыковедами, историками хорового искусства, немало произведений им удалось возродить из небытия. Например, как рассказал корреспонденту «Мурманского вестника» Георгий Сафонов, 25 марта состоится мировая премьера «Антифонов Страстной пятницы» XVI века, которые еще никогда в современной России не исполнялись полностью. Некоторое время назад монастырский хор начал работу с нотным материалом, были впервые представлены публике фрагменты произведения, ну а в марте в зале Чайковского состоится даже не концерт, а некое действо, сопровождаемое видеорядом и светом свечей.

Для концерта в Мурманске хор, впрочем, привез программу полегче, которая включала не только шедевры композиторской церковной музыки, но и народные песни, романсы. Спели и «Однозвучно гремит колокольчик», и «Вечерний звон», и алябьевского «Соловья» в переложении для мужского вокального коллектива.

- В составе Праздничного хора 25 человек, сюда приехали двенадцать, остальные наши коллеги сейчас заняты на богослужениях, - говорит Георгий Сафонов. - В воскресные и праздничные дни нас всегда можно услышать в обители, а на остальных службах поет так называемый будничный, или монашеский, хор. Сейчас, до Великого поста, у нас особенно много концертов, скоро, до Пасхи, их станет поменьше, исполнять будем особую музыку - великопостную.

Визит в Заполярье - часть большого концертного тура, посвященного юбилею коллектива. 25 лет назад он был воскрешен после многолетнего молчания. Свято-Даниловский монастырь был закрыт в 1930 году, последней из московских обителей, и в 1983-м, первой из них, возрожден. А уже четыре года спустя заново родился и прославленный хор. Вот уже два десятка лет им руководит Сафонов, выпускник Гнесинки, лауреат I Всероссийского конкурса дирижеров. А вот среди его певчих, оказывается, далеко не все, как думалось, обладатели консерваторских дипломов.

- В хоре у сорока процентов вообще нет музыкального образования, - рассказывает Георгий Леонидович. - Однако эти люди имеют огромный, очень ценный опыт работы в церковных хорах. Профессионалы работают зачастую «от и до», «от вступления до снятия» - и только. В монастыре так нельзя, здесь нужно каждое слово пропускать через сознание и через сердце. Мы стремимся к тому, что делали старые русские хоры, особенно эмигрантские. Знаете, несколько лет назад все ринулись служить, многие вокалисты пошли на клиросы, и тогда распространилось огромное количество исполнительского плагиата... Мы же всегда держимся своей манеры.

Регент убежден: монастырское служение и на мирских людей, которыми остаются певчие, воздействует своей духовной насыщенностью, преображает. Потому никакого противоречия между монашеской строгостью и концертной праздничностью различных произведений в репертуаре хора нет.

- Мы и на сцене поем так же, как на клиросе, - убеждает мой собеседник. - Я всегда стараюсь внушить певчим, что мы существуем своим миром, а публики нет рядом. Наши предки на клиросах становились в круг, из которого, как из фонтана, на окружающих низвергался столп звуков, - красота неимоверная! Мы стоим подковой, но я всех замыкаю на себя, чтобы сконцентрировать внимание, не дать отвлечься. Аплодисменты не мешают, это возможность передохнуть после выброса эмоций и сосредоточиться вновь. Ну а все нюансы и темп исполнения сохраняем на концерте такие же, как и на богослужении. Многие из числа публики в храм не ходят, и они должны на нашем выступлении погрузиться в подлинную атмосферу богослужения, чтобы понять, насколько оно красиво!

Состав хора практически постоянный, многие поют в коллективе по двадцать лет и более. Поэтому давно привыкли, что их артистическую свободу несколько ограничивает своего рода «худсовет» в лице наместника монастыря, архимандрита Алексия Поликарпова. Впрочем, по словам регента, в музыкальные дела он вмешивается редко, лишь советует.

- Он в нас уверен и знает, что ничего плохого слушателям мы не принесем, - улыбается Георгий Сафонов. - Знаете, я ведь певчих старался подбирать по человеческим качествам. По глазам, если хотите. Сейчас ведь много людей, которые говорят: «Я крещусь, исповедуюсь, хожу на службы - я хороший!» А дороже тот, кто скажет: «Я все делаю неправильно, но я сердцем горю!» Русский человек, даже самый грешный, - пламенный, в нем должен гореть огонь любви к ближнему и к родине. Вот это в наших певчих - главное.

Татьяна БРИЦКАЯ.

 Опубликовано: «Мурманский вестник» от 11.02.2014