Австралийский дирижер Алан Кук уверяет, что совсем не боялся ехать в Россию и шагнул с одного полушария земли на другое легко. Да и вообще он, как и легендарный однофамилец, большой любитель путешествий; особенно его пленяют странные и незнакомые места.
— Возможно, это потому, что я сам из Австралии, а это весьма необычная страна, — улыбается музыкант. — Хотя во времена моего детства существовал СССР, а это государство окрашивалось в нашем сознании скорее негативно, у меня было много друзей из ваших эмигрантов, и даже мой консерваторский педагог по дирижированию оказался русским, так что я с вашими краями был заочно знаком. Уж по крайней мере знал, что меня тут не съедят, — шутит Алан.
Невысокого, хрупкого на вид Кука наши «аборигены» действительно не съели. Больше того, при первой встрече холодный Север пленил музыканта так, что, отыграв один концерт с Мурманским филармоническим оркестром в прошлом году, он решил, что будет возвращаться в Кольское Заполярье снова и снова. Его нынешний визит уже третий по счету.
Познакомившись с Россией, дирижер заинтересовался и соседними государствами, побывал с гастролями на Украине, в Грузии, Сербии и Румынии. Сносно стал объясняться по-русски, правда, для сложных формулировок переходит на английский. Со мной, признаюсь, все ровным счетом наоборот, так что наш разговор происходил на забавной смеси языков, которая подчас веселила молодого австралийца, и он разражался веселым юношеским смехом.
Сейчас мурманский оркестр под руководством Кука репетирует произведения Вивальди, Эльгара и Шостаковича — они будут исполнены на концерте в воскресенье вечером.
— Мне очень нравится работать с вашими артистами, — говорит Кук. — Привлекает их высокий профессионализм, творческий подход. Это тонко чувствующие, понимающие люди. Так что от совместных репетиций я получаю удовольствие. Кроме того, в России хорошая публика. Она умеет слушать! Признаться, в Австралии общий уровень культуры не очень высок, так как наша страна еще молода. Людей больше интересует, скажем, спорт, нежели симфоническая музыка. Поэтому у нас музыканту нелегко найти работу, мои друзья и однокурсники, если хотят концертировать, уезжают в Европу.
Кук недавно тоже «сменил прописку», теперь он живет в Испании, в Барселоне, там же регулярно выступает с оркестрами как солист-пианист. Еще одна специальность Алана — орган. Специальность, замечу, первая: именно с игры на органе, этом сложнейшем и редком инструменте, началась его музыкальная карьера. Кстати, Мурманская филармония не первый год мечтает приобрести орган, обращалась за помощью даже непосредственно к министру культуры. И если после выхода страны из экономического кризиса инструмент все же появится у нас, как знать, может быть, заполярная публика познакомится и с Куком-органистом.
Воскресный концерт называется «Молодые голоса» — в нем примут участие пятеро молодых солистов: Андрей Скороходов, Елена Сафонова, Сергей Горбатюк, Иван Сичка, Петр Макаров. Для троих последних это будет дебютом. Петр Макаров известен мурманчанам как артист областного театра кукол, автор музыки к его спектаклям и участник музыкально-поэтических театральных вечеров. И вдруг — новое амплуа, солист оркестра.
— Все произошло случайно, — отшучивается Петр. — Встретился в классе музыкального училища со своим консерваторским знакомым, трубачом Сергеем Горбатюком. Я возьми и скажи: «А почему бы нам с тобой не исполнить концерт Шостаковича для фортепиано с оркестром с солирующей трубой?» Если серьезно, то все получилось благодаря тому, какой Алан открытый и светлый человек. С ним очень легко работать, чувствуешь, что мы все растворены в общем деле.
Кук тоже получает удовольствие от работы с молодыми солистами.
— Они очень гибкие, поэтому с ними проще, они хотят создавать нечто новое. Ведь опытные артисты подчас идут проверенным путем, и их не всегда просто подвигнуть на эксперимент.
Как возникает взаимопонимание между дирижером и оркестром? Как получается, что вчера еще чужой человек, говорящий к тому же на незнакомом языке, в одночасье становится тем, кому доверяют, за кем идут, кому повинуются?
— Здесь нет секрета — есть магия, — улыбается Алан. — Подчас дирижер сам не понимает ее «механики». Наверное, самое важное, чтоб оркестр тебе поверил. А дальше… У этих взаимоотношений нет какого-то единственного «языка», он всегда индивидуален. Те, кто видел на сцене Гергиева, нередко поражаются: как оркестру удается его понимать? Но ведь они слиты неразрывно. Думаю, все делает за нас сама музыка — ее сила способна на все!

Татьяна БРИЦКАЯ
Опубликовано:«Мурманский вестник» от 22.01.2010

газета «Мурманский вестник»