Завершается очередной творческий сезон в областной филармонии. Как обычно, с осени до начала лета филармонический зал полнился звуками музыки, а северян радовали своими выступлениями как наши, так и приезжие артисты. Об итогах уходящего сезона и перспективах нового «Мурманскому вестнику» рассказала директор филармонии Виктория ЧАЧИНА.

— Виктория Владиславовна, ярким аккордом минувшей весны для Мурманска стала постановка оперы Пуччини «Бал-маскарад», осуществленная совместно с солистами Национальной норвежской оперы. Будет ли продолжаться сотрудничество с северными партнерами?

— Эта премьера, на мой взгляд, стала одним из самых масштабных проектов филармонии в минувшем сезоне. Приятно отметить, что это седьмая российско-норвежская постановка — после «Тоски», которая очень запоминающимся образом открыла этот ряд, после «Травиаты», «Евгения Онегина», «Мадам Баттерфляй» и других. Можно уже говорить о культурной традиции, которая, несомненно, продолжится. Летом должны состояться переговоры с представителями норвежского консульства и Национальной оперы, после которых и начнется работа. Предварительно назывались два произведения — «Норма» Винченцо Беллини и «Алеко» Сергея Рахманинова. Это не такие известные вещи, как те, что ставились на нашей сцене раньше. Но, по-моему, это и правильно: как нетрудно заметить, оперные хиты мы уже представили вниманию мурманчан, можно переходить к вещам не столь популярным у широкого круга зрителей, но не менее интересным.

— Речь идет о концертном варианте новой постановки?

— Да, все останется в том же формате. Я знаю, многие выражают сожаление, что нет возможности увидеть костюмный, театральный вариант — как это было с «Тоской». Дело, конечно, в деньгах — это удорожает проект в два раза. Я же считаю, что главное — дать нашей публике возможность увидеть и услышать мировую оперу. Ведь каждая постановка становится событием в культурной жизни Мурманска. Причем важно, чтобы опера звучала именно в филармоническом зале, который в плане акустики предпочтительнее других местных концертных площадок. Да и мировой опыт показывает, что оперы в концертном исполнении пользуются устойчивой популярностью у зрителей.

Кроме того, мы зачастую недооцениваем свою публику, думая, что она пойдет только на легкие, доступные для восприятия вещи, а само слово «опера» ее напугает. Однако практика показывает, что, попадая на серьезные классические концерты, люди получают новые интересные впечатления и затем просто «подсаживаются» на такую музыку. Это знатока вполне устроит, скажем, телеверсия любимого произведения, а неискушенному слушателю необходимо живое исполнение. Тут очень важна просветительская деятельность, которой филармония активно занимается. Важно прививать вкус к хорошей музыке с детства, воспитывать культуру.

— Да, на вечерних концертах часто можно видеть родителей или бабушек с маленькими детьми. С одной стороны, это хорошо, с другой — ведь ребятам все же надо с азов начинать знакомство с классикой, со специального репертуара.

— Совершенно верно, поэтому-то мы и организуем в будущем сезоне серию специальных детских абонементов, которые познакомят начинающих слушателей с основами музыкальных знаний, мирового классического репертуара. Абонемент «Музыка и живопись» рассчитан на школьников, встречи будут проходить в художественном музее — получится такое комплексное погружение в мир искусства. Второй предназначен для родителей с детьми, концерты будут проходить у нас, в дневные часы в выходные дни. Такие посещения кроме просветительской и образовательной функций несут еще одну важную нагрузку — они помогут заложить традицию семейного посещения концертов, покажут, что есть и такой вариант семейного отдыха. Кроме того, есть абонементы и для взрослых — это хорошая традиция нашей филармонии. Один из проектов начнет новое направление — будет представлять молодых исполнителей, победителей престижных конкурсов, которые станут выступать как с оркестром, так и сольно.

— Мурманские зрители ценят ту большую гастрольную работу, которую проводит филармония. Какие интересные встречи ждут нас в следующем сезоне?

— Уже можно видеть в областном центре афиши, приглашающие на выступление трио Олега Бутмана с программой «Джазовые портреты Стиви Уандера». Олег — известный джазовый музыкант, брат знаменитого Игоря Бутмана — работает в Америке, но концертирует по всему миру. Выступит у нас осенью молодой, но уже имеющий имя саксофонист Сергей Колесов, лауреат многочисленных международных конкурсов. Будет очень любопытный проект — «Симфонический рояль»: пианисты Бертран Жеро и Юрий Серов в четыре руки исполнят известные симфонические произведения, например «Болеро» Равеля. Запомнившееся зрителям «Хрустальное трио» из Сибири выступит с нашим оркестром: думаю, интересно будет посмотреть, как мелодии, исполняемые на фужерах и стаканах, дополнит оркестровая музыка.

— Абсолютно новая строчка в программе будущего сезона — фестиваль «Северная Камерата». Чем он порадует северян?

— Надеюсь, это станет стартом хорошей традиции, и фестиваль будет проводиться ежегодно. Мы выиграли грант на его проведение в министерстве культуры, и «Камерату» включили в программу «Культура России 2006-2011». Конечно, грант оказался не таким большим, как хотелось бы, однако наши партнеры, в первую очередь Московская филармония, взяли на себя часть расходов, что позволило сделать программу насыщенной.

В рамках фестиваля в ноябре планируется проведение пяти концертов камерной инструментальной музыки и нескольких мастер-классов. В программе примут участие шесть коллективов из России, Армении, Финляндии, Норвегии: Московский филармонический оркестр, трио Карена Шахгалдяна «Хачатурян-трио», Государственный квартет имени Чайковского и, конечно, наши камерный оркестр и «Мурманск-классик-трио». Особо хочется отметить солиста Алексея Уткина, который выступит с оркестром Московской филармонии. Это гобоист мирового уровня, его имя столичной публике говорит так же много, как имя Спивакова. Моя знакомая даже собирается специально прилететь на его выступление из столицы, ибо там его застать довольно трудно… Кроме того что фестиваль станет прекрасным подарком для публики, он и для мурманских музыкантов будет очень хорошей возможностью профессионального роста.

— Кстати, в последние годы у оркестра нет постоянного дирижера. Не изменится ли ситуация в будущем?

— Постоянный дирижер для музыкантов — это хорошо, но в нынешних условиях нереально по материальным соображениям. Мы сотрудничаем с теми, с кем удается договориться. За последнее время это были Юкка-Пекка Куусела из Финляндии, Алан Кук из Австралии, Терье Бойе Хансен из Норвегии. На десятилетие оркестра, отмеченное в декабре, прибыл Дамиан Йорио, с которого во многом начиналась история коллектива.

— Как приглашенные дирижеры — ведь многие из них величины в мире музыки — оценивают уровень наших музыкантов?

— Достаточно высоко. А лучшим тому подтверждением стало приглашение, которое сделал оркестру Алан Кук. По его инициативе в феврале будущего года наши музыканты отправятся на гастроли в Австралию. Мурманчане выступят в 20 южных городах в разгар австралийского лета с программой «Молодые солисты», которая исполнялась в зале филармонии в январе нынешнего года. Для нас это очень ценное предложение.

Завершая разговор, хочу пригласить северян на последний в этом сезоне концерт вокального ансамбля «Сенатор» из Североморска, который пройдет в эти выходные. И, конечно, на новые концерты грядущего сезона — там будет много интересного.

Юлия МАКШЕЕВА
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 11.06.2010

газета «Мурманский вестник»