— Ну, как вам концерт? — спрашиваю в зале Мурманской филармонии Алексея Литовченко, офицера-подводника из Заозерска, специально приехавшего на традиционное осеннее выступление заполярных бардов.
— Обалдеть!..

Играющий тренер
Вот уже пять лет каждую весну и осень сцена областной филармонии на один вечер предоставляется самодеятельным авторам-исполнителям, а зал заполняется любителями поэзии под гитару.
По заведенной традиции подбирает участников, а затем и ведет концерт самый, пожалуй, уважаемый бард Кольского полуострова Юрий Хабаров. И хотя теперь он перебрался с семьей в Питер, руку продолжает держать на пульсе заполярной бардовской песни.
— По какому принципу вы, Юрий, формируете очередную сборную области по бардовскому многоборью? — не без подначки спрашиваю после концерта «главного тренера». — Ведь прозвучали настолько разные песни, а аранжировки порой заставляли сомневаться в сохранности чистоты жанра. Согласитесь, что чуть ли не хоровое многоголосие или почти рок-музыкальные ритмы — это не та бардовская песня, к которой мы привыкли.
— То есть вы хотите, чтобы бардовская песня знала свое место — на кухне и у костра? — усмехается в ответ Хабаров. — А вот мне думается, что в филармонии прозвучали пусть и спорные, но высококачественные образцы песен на стыке различных жанров. А принцип отбора исполнителей у меня один — это люди, которых я люблю и уважаю.
Впрочем, и сам Хабаров, и Александр Кимаев из поселка Зеленоборский, и Сергей Совпель из Североморска в полной мере подтвердили приверженность традициям жанра: один автор-исполнитель с гитарой на сцене. Старая гвардия, поющая свои собственные стихи с интимными интонациями. Классика кухонно-кострового исполнительства.

Разрушители жанра?
Разрушать стереотипы принялся сначала мурманчанин Эдуард Горлов. Вроде бы тоже один на сцене с гитарой, но практически оперный тенор и явное постановочное гусарство стали изюминкой его выступления.
В одиночку вышла на подмостки и мурманчанка Екатерина Ефремова. Ну, тут ничего не скажешь — актриса! Романс «Арлекино» на стихи Иосифа Бродского был именно пережит на глазах у зрителей, «Ирландская песня» Матвеевой сдобрена виртуозными проигрышами на гитаре. А завершился этот мини-спектакль пронзительной песней Евгения Клячкина с изумительной поэтической строчкой «Спасибо судьбе, что смогла улыбнуться...».
Еще дальше отодвинулись от привычного стереотипа мурмашинцы Валерий и Николь Чашины — семейный дуэт отца и дочери, гитара и скрипка. Особенно любопытной показалась мне аранжировка песни на стихи Николая Рубцова «Сапоги мои скрип да скрип». Дочь пела, а отец подыгрывал на гитаре и губной гармошке. Очень грамотно декорированный примитив стиля кантри, но не на американской, а на русской гармонической основе. Кстати, и зал встретил эту песню криками «браво».
(Впрочем, аплодисменты в течение вечера не раз переходили в овации. Атмосфера на таких сборных концертах из года в год самая добродушная.)
А затем на сцену начали группами выходить настоящие «разрушители жанра» — дуэт и трио из Мурманска и квинтет исполнителей из Североморска.

Двойной, тройной и пятерной одеколон
Дуэт мурманчан-гитаристов Алексея Плешкова и Андрея Миронюка к жанру бардовской песни можно отнести только условно. После первой их песни из репертуара эстрадника Сергея Трофимова невольно задаешь себе вопрос: а туда ли ребята попали? Нечто среднее между интернациональным поп-роком и так называемым русским роком в стиле группы «Чайф». Но когда молодые профи (оба — выпускники эстрадного отделения нашего музучилища) изобразили толковую кавер-версию хрестоматийной бардовской песни Визбора «Леди», я спросил себя уже примирительно: «А почему бы и нет?»
Позже, за кулисами, когда все участники концерта расслабились по-дружески за рюмкой чая, Алексей Плешков наигрывал на гитаре общепринятый бардовский гимн «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» В стиле реггей! Прямо-таки заполярный Боб Марли!
— Это аранжировка популярной группы «Гроссмейстер», — пояснил, словно бы оправдываясь, Алексей.
Ну нет, Леша, инструментальные импровизации явно твоей ручной работы!
Но вернемся к концерту. С другого бока решили подтачивать и размывать бардовский жанр североморцы из ансамбля «Бухта надежды» под руководством Натальи Чумачковой. На сцене четыре девушки — вокалистки, которым подыгрывал на гитаре капитан третьего ранга Дмитрий Зверев (к слову, его отец, североморский поэт Михаил Зверев, тоже был приглашен участвовать в концерте и прочел со сцены свои стихи).
Но обычно барды не раскладывают свои песни на четыре голоса! Мило, симпатично, даже академично, но все же из другой оперы. Невольно воскликнешь: как все-таки далеко шагнула самодеятельная песня с пресловутой кухни! Любопытно, что и зал филармонии поддался обаянию женского четырехголосия, утопив концовку выступления «Бухты надежды» в криках «браво».
Но все же самый громкий успех выпал на долю мурманского трио «Одеколон». Казалось бы, только лишь нынешней весной Ирина Окорочкова, Виталий Якушкин и Николай Вернусь создали свой ансамбль (тогда ему молва присвоила первоапрельское название «Тройной одеколон»), а популярности у него уже — под самый колпачок. По крайней мере, среди мурманских ценителей жанра. Мужчины играют на двенадцатиструнках, дама на шестиструнке. Все отлично поют — и соло, и на два, и на три голоса.
— Предполагаю, — сказал мне потом Юрий Хабаров, — у этих ребят светлое будущее.
Зрители, видимо, вполне разделяют это мнение. Выступление «Одеколона» завершилось не только овацией, но и вызовом на «бис».
… Когда все участники концерта вышли в финале на сцену, зал вместе с ними спел песню Визбора «Милая моя». Спел с удовольствием!
В следующем году к двум традиционным весеннему и осеннему концертам наша сборная команда бардов единогласно решила добавить еще два. Ведь на носу юбилеи корифеев жанра -75 лет со дня рождения Юрия Визбора и 90 лет — Булата Окуджавы.

Павел ВИШНЕВСКИЙ, газета «Мурманский вестник», 8 ноября 2008 года.

газета «Мурманский вестник»