Знаменитая, если не сказать выдающаяся, джазовая певица Дебора Браун именно в Мурманске завершила на этой неделе свой длительный концертный тур по России.

Она из джаза
Приезд знатной американки за полярный круг день в день совпал с официальным началом нашей полярной ночи — 2 декабря. Добиралась она в Мурманск поездом, и мы с фотокором искренне пожалели, что не сообразили встретить ее в 5 утра на перроне.
Ведь получился бы прямо-таки кадр из кинофильма «Мы из джаза»! Помните, как негритянская певица в исполнении Ларисы Долиной приезжает в Россию на поезде? Тем более и ассоциации с кинокомедией нашей юности просто напрашиваются. Когда-то так же Дебора Браун приехала в СССР для концертов.
Между прочим, в августе этого года она отметила 20-летний юбилей выступлений с оркестром Олега Лундстрема — патриарха советского джаза.
— За несколько месяцев до смерти маэстро, — с печалью говорит певица, — я вновь встретилась с ним у него на даче. Он тихо читал книгу своего отца об астрономии...
Но не будем о грустном. Тем более что концерт Деборы Браун в Мурманской филармонии стал радостным событием как для заполярных поклонников джаза в целом, так и для любителей джазового вокала в частности.

Проснись под колыбельную!
Моему коллеге Льву Федосееву повезло: он однажды уже слушал миссис Браун на джазовом фестивале в Сочи. В основном же мурманские коллекционеры могут оценить голос одной из представительниц славной плеяды великих джазовых негритянок только в записях.
Тембр американской гостьи не так низок, как, скажем, у Нины Симон или Билли Холлидей, но и не так высок, как у Эллы Фитцджеральд или ранней Ареты Франклин. Ближе всего он по окраске к голосу старой доброй Сары Воэн. Кстати, Дебора Браун предоставила возможность напрямую сравнить манеру своего пения с классическими интерпретациями Сары Воэн и Эллы Фитцджеральд, оставившими свои грамзаписи популярной «Колыбельной» из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Тем более, как скромно уточнила на пресс-конференции Браун, он сама и аранжирует свой репертуар.
Джазовый вокал от обычного исполнения песен отличается, прежде всего, умением петь без слов. Голос становится дополнительным инструментом джазового ансамбля. Иногда вокальные украшения в пылу импровизации переходят границы благоразумного и впадают в эксцентричность. Но это «неблагоразумие», этот джазовый драйв и ценят поклонники в хороших джазовых певицах. И тут миссис Браун показала, где джаз-раки зимуют!
Хрестоматийную «Колыбельную» гостья Мурманска исполнила, сравнительно с упомянутыми певицами, в достаточно быстром темпе. Психологи давно уже установили, что благоприятнее всего на человеческий мозг воздействуют музыкальные темпы 60 ударов метронома в минуту (темп умеренного блюза) и 120 ударов (темп диско). Дебора выбрала 60. Не знаю, как на других, но на меня этот ритм действует завораживающе. Под такую бодрую колыбельную хорошо не засыпать, а просыпаться!

Молодежь она разная
Но главной изюминкой стал художественный свист певицы. Первый раз она стала насвистывать, импровизируя с контрабасистом, игравшим соло в «Колыбельной». А во второй раз — с барабанщиком во время исполнения легендарной песни 60-х «Твоей улыбки тень». Полагаю, что этот прием Браун с блеском отработала на концертах во всех 50 странах мира, куда заносила ее гастрольная судьба.
Сопровождало певицу в ее поездке в Мурманск высокопрофессиональное московское трио в составе Александра Машина (ударные), Якова Окуня (фортепиано) и Григория Зайцева (электроконтрабас).
Когда одна из журналисток на пресс-конференции спросила у приезжей знаменитости, почему, на ее взгляд, джаз не пользуется популярностью у современной молодежи, умудренная певица ответила почти афоризмом:
— Взгляните на музыкантов, приехавших со мной! Это ли не молодежь?
И улыбнулась хитрой улыбкой, тень от которой преследует меня всю эту неделю.

Павел ВИШНЕВСКИЙ, фото Льва ФЕДОСЕЕВА, газета «Мурманский вестник», 6 декабря 2008 года.

 

 

газета «Мурманский вестник»