При всем разнообразии концертной деятельности артисты Мурманской филармонии не забывают о воспитании музыкальной культуры у детей и молодежи. Они выступают перед детсадовскими ребятишками, школьниками от младших до старших классов, учащимися колледжей и студентами вузов областного центра. В этом году занятиям по музыкально-художественной культуре с самыми маленькими слушателями классической музыки («До-ре-мигадайка», «Музыкальный сказочник», «Волшебство оперы»...) исполнилось 15 лет. Пять лет работает молодежный абонемент «Верьте музыке», организатором и душой которого стала музыковед филармонии Светлана Бобрицкая.

Если вам кажется, что стремиться к чему-то более высокому в своей жизни — удел избранных, подумайте, почему вы так мало цените себя. Разве вы не умеете увидеть и принять в себя радость духовных открытий?! Вы — единственный творец в этом удивительном мире, и в ваших силах сделать свои чувства более полными и объемными. Эти слова есть смысл обратить, в первую очередь, к молодежи. Им, вступающим в разноцветье жизни, дает шанс соприкоснуться с мировым насле­дием классической музыки Мурманская филармония. Заведомо предполагая слабую подготовленность детей к восприятию классики, здесь решили подойти к ней через поэзию. Эту непростую задачу взялась решить музыковед Светлана Бобрицкая.

На ее взгляд, в последние годы перестало звучать слово в высоком смысле, и стал угасать интерес к классической музыке. Поэзия облегчает восприятие классики. Придя к такому выводу, она начала подготовку программ со стихов Пушкина, произведений Чайковского, Вивальди, других композиторов 19 века. Затем ввела в молодежный абонемент Маяковского, Цветаеву, Пастернака, а вместе с ними и музыку нашего времени. Главным действующим лицом музыкальных выступлений стал филармонический ансамбль солистов «Экспромт».

Целенаправленно подготовить концертную программу — труд немалый, найти ее слушателей — не менее сложно. Поэтому уже в мае Светлана Бобрицкая обходит учебные заведения города, чтобы отыскать педагогов, заинтересованных во всестороннем развитии школьников и студентов. Разговор начинает с первыми лицами гимназий, университетов, колледжей. Так она нашла поддержку у завуча школы № 30 Маргариты Колевид. Агитирует музыковед и непосредственно учителей литературы и русского языка. Казалось бы, они лучше других должны ценить поэзию в музыке. Но так случается не часто, а уж если встретились Светлане Бобрицкой такие учителя, их долго убеждать не надо. Среди них преподаватели литературы и русского языка Надежда Седова (школа № 49), Ирина Козлова (школа № 25), Валентина Петрова (гимназия № 9). Для музыковеда они просто находка.

Какие слова подбирают эти педагоги, рассказывая о филармонических концертах, подготовленных специально для молодежи, Светлана Бобрицкая не знает. Но когда она, ведущая концертов, видит со сцены заинтересованные молодые глаза, понимает: сюда пришли не по принуждению, а по собственному желанию. С такой молодежью работается легко, рождаются новые идеи. Одна из них воплотилась в иг­ре-конкурсе «Меломан». Участники игры объединяются в команды, и не важно, что в одной — шестиклассники, а в другой — 16-17-летние юноши и девушки — у музыки нет возраста. Задания Светлана Бобрицкая дает по «пройденному материалу». Отгадать вокальную или инструментальную мелодию, ответить на вопрос — что есть музыка, выиграть конкурс чтецов бывает непросто. Но дружеская атмосфера, поддержка болельщиков, одинаковые для всех, независимо от результата игры, подарки делают такие встречи увлекательными и познавательными.

Каждый год в течение пяти лет первые лица учебных заведений направляют в адрес комитета по культуре и искусству администрации Мурманской области благодарственные письма.

«Исполнительское мастерство Антонины Панченко, Дмитрия Гилева, Александра Кондратьева, Светланы Осягиной, Елены Тимофеевой до глубины души тронуло сердца учащихся и педагогов, научило школьников ценить и понимать музыку. Благодаря ведущей концертов Светлане Бобрицкой учащимся по-новому открылась русская поэзия...» (директор школы № 28 С. Кузьменко).

«Глубокие знания Светланы Бобрицкой в области музыки и литературы, ее умение учитывать возрастные особенности учеников способствовали тому, что дети углубляли свои знания о поэтах и поэзии. Эмоциональная форма подачи материала, как это умеет делать Бобрицкая, с талантливым сопровождением музыкантов высокого класса, помогает слушателям делать свои открытия в области музыки, литературы, сценического мастерства» (директор школы № 56 И. Мапюк).

Такая высокая оценка работы артистов способствует рождению новых планов. В следующем учебном году Светлана Бобрицкая собирается дополнить абонемент «Верьте музыке» портретами Мандельштама и Есенина.

— Я хочу, чтобы у нас появился постоянный ежемесячный абонемент для детей и взрослых, например, «воскресный», а для молодежи — «оркестровый», — делится своими планами Бобрицкая.

— Чем хороша абонементная система? — предупреждает она мой вопрос. — Из программы абонемента на год можно сразу узнать, что предлагает филармония своим слушателям, сделать выбор в пользу того или иного концерта; но главное — знать: каждый месяц филармония ждет вас. Такая система действует в Москве, Санкт-Петербурге. Возможно, администрация филармонии командирует меня в один из этих городов за опытом.

Есть у Светланы Бобрицкой огромное желание устраивать камерные вечера и для людей, переступивших 40-летний рубеж. Объяснение тому дают психологи. Они говорят, что каждый человек в течение своей жизни переживает несколько возрастных периодов. И именно в 40-50 лет приходит время переоценки ценностей. То, что раньше казалось важным, уходит на второй план, становятся более значимыми отношения с людьми, человек начинает задумываться о духовном. В поисках верного пути кто-то приходит к восприятию высокой музыки.

— У нас на Севере много духовно богатых людей, — считает Светлана Бобрицкая, — объединить их позволят камерные вечера. Не зря же говорят: там, где кончаются слова, начинается музыка.

Антонина ШАТАЛОВА, газета «Арктическая звезда», №6, июнь 2007 года.

газета «Арктическая звезда»