Теперь с нею познакомятся и наши земляки.

Мурманчане, которые заглядывают в эти дни в здание, где находится областная филармония, с интересом прислушиваются к звукам, доносящимся со сцены концертного зала. Красивому выразительному баритону вторит нежное сопра­но… Под руководством профессора питерской консерватории Татьяны Хитровой здесь полным ходом идут репетиции оперы-буффа Джованни Перголези «Служанка-госпожа».

Бойкая девушка Серпина как хочет вертит своим господином, старым холостяком доктором Уберто, игнорирует любые его распоряжения. Отчаявшись, Уберто решает жениться, видимо, надеясь, что новая хозяйка приструнит распоясавшуюся служанку и в доме наконец-то воцарятся покой и порядок. Если бы знал наивный доктор, какую ловушку подстроят ему его слуги Серпина и «верный» Веспоне, оставил бы свою нелепую идею с женитьбой!

Легкая, изящная музыка, веселый сюжет с переодеваниями и розыгрышами… Юный композитор Джованни Перголези написал несложную интермедию для развлечения публики в антрактах между актами серьезной оперы «Мужественный пленник». Но по иронии судьбы именно эта «безделушка» снискала ему всемирную известность. Опера всего с тремя действующими лицами, причем одна из ролей мимическая (слуга Веспоне не произносит на сцене ни одного слова, только выразительно жестикулирует) — мечта антрепренера! Несложную в постановке, мобильную вещицу сразу же взяли на вооружение труппы бродячих артистов, и вскоре «Служанка-госпожа» пересекла границы Италии и была поставлена на многих оперных сценах Европы. Не осталась в стороне и Россия. С середины XVIII века, то есть спустя пару десятилетий после премьеры в Неаполе, она прочно вошла в репертуар и наших театров. Секрет невероятного успеха этой первой комической оперы, конечно же, не в легкости постановки. Блестящая музыка, наполненная народными мелодиями, яркие комические характеры — сам того не подозревая, Перголези создал шедевр, способный волновать слушателей спустя столетия.

— Впервые я услышал эту оперу в 1973 году, когда в Киеве гастролировал румынский оперный театр из города Костанца, и был восхищен. Сейчас в моей фонотеке есть записи пяти разных постановок Перголези, — рассказал художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов. — Знакомство с такой музыкой полезно всем — и слушателям, и исполнителям. Я бы назвал ее музыкой на пуантах, так она тонка, прозрачна. Певцам невозможно спрятаться за оркестр, хор и гром литавр. Их голоса абсолютно на виду, здесь невозможны крик, форсирование звука — только «голый» вокал. И в этом, конечно же, сложность.

Для мурманской певицы Раузалии Гиваргизовой роль Серпины — это также и кардинальная смена сценического имиджа. Вместо привычной лирической героини, страдающей и возвышенной, ей предстоит исполнить характерную роль, «Фигаро в юбке», кокетливую хохотушку.

Для питерского вокалиста Бориса Пинхасовича участие в комической опере также в новинку. Борис — студент сразу двух факультетов Петербургской консерватории, ученик Татьяны Хитровой и известной певицы Ирины Богачевой, ведущий солист камерного хора Смольного собора.

Впервые выйдет на сцену нашей филармонии и артист Мурманского областного театра кукол Денис Дмитриев. Ему досталась хоть и мимическая, бессловесная, но вполне полноценная, важная роль. Дополнительную убедительность героям придадут театральные костюмы. А небольшой, камерный состав оркестра позволит персонажам двигаться по сцене почти как в «настоящем» оперном спектакле.

Особенность будущей премьеры и в том, что ее увидят не только мурманчане, представление для которых состоится в воскресенье. Накануне постановку смогут оценить жители Ревды.

— Совершенству предела нет, и мы на него не претендуем, — отмечает Сергей Гиваргизов. — Наша главная задача — просветительская. Мы хотим, чтобы и за По­лярным кругом люди имели возможность познакомиться с лучшими образцами ми­ровой музыкальной культуры.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 7 декабря 2007 года.

газета «Мурманский вестник»