Ансамбль «Мурманск-классик-трио» уникален для нашего края своим долгожительством — в прошлом году он отметил свое 25-летие. В его репертуаре долгое время преобладала, по выражению художественного руководителя кол­лектива Александра Кондратьева, классика самой высокой пробы. Отсюда и название. Но несколько лет назад в силу обстоятельств — главным образом изменений в составе — музыкантам пришлось обратиться к менее искушенной пуб­лике, заняться просветительской работой.

Популярная классика — это всегда беспроигрышный вариант, этакий манок, завлекающий слушателей в мир большой музыки, помогающий научиться любить ее. И участники ансамбля, выступая в музыкальных и общеобразовательных школах и лицеях, немало сделали для того, чтобы поклонников у нее стало больше.

Однако новый зигзаг судьбы заставил их свернуть и с этого, безусловно благородного, пути. Впрочем, речь идет не об отказе от просветительской работы, а об изменении репертуара.

Постоянные творческие связи с норвежскими коллегами, завязавшиеся полтора года назад, позволили участникам трио обратиться к совершенно новой для них музыке. Начало положил «Квартет на конец времени» французского композитора Оливье Мессиана, исполненный на юбилейном концерте с норвежской кларнетисткой Анной Роструп. Постепенно в репертуар образовавшегося квартета вошли сочинения современных норвежских композиторов Бьярне Исаксена, Фольке Стремхольма, никогда прежде не звучав­шие в Мурманске сюиты нашего соотечественника Александра Арутюняна и француза Дариюса Мийо, немецкие песни Людвига Шпора… Музыка, непривычная для нашего слуха, иначе организованная, написанная в нетрадици­онной манере. Такие концерты не собирают полные залы, однако сами исполнители считают, что произведения, ставшие частью мировой культуры, должны звучать и для нашей публики. Это расширяет кругозор, позволяет влиться, как сейчас говорят, в единое музыкальное пространство.

С каждой новой программой музыканты выступают в Мурманске и в городах губернии Финнмарк, с которой Мурманская областная филармония заключила договор о взаимном сотрудничестве и обменных гастролях. Выступления проходят и на больших концертных площадках, и в школах.

— Состав нашего ансамбля варьируется в зависимости от программы. Мы всегда выбираем сочинения, интересные нам самим. Ведь только тогда можно увлечь и заинтересовать слушателей, — рассказывает солист филармонии скрипач Дмитрий Гилев. — В нашем концерте в феврале участвовала норвежская певица Катарина Семб, а 16 сентября в зале филармонии на первом концерте нового сезона с нами выступит певица Берит Норбаккен Солсет. Вместе с нею мы исполним сюиту американского композитора Гарри Ноланда на стихи Джонатана Свифта «Женщина, которая кричит «Яблоки!». Это произведение с юмо­ристическим оттенком и напоминает по характеру мюзикл. Речь в нем идет о торговке, продающей разнообразную снедь. Она зазывает покупателей и каждому своему товару находит оригинальную «рекламу». Еще одно необычное произведение программы — «Пьеро». Его для фортепиано, скрипки и кларнета написала Тиа Мюсгрейв. Эта талантливая женщина не только пишет музыку, широко известную в Европе и США, но и дирижирует своими сочинениями, в том числе операми и балетами. Премьера «Пьеро» состоялась в 1986 году. Это драматическая композиция с участием персонажей французского народного театра Пьеро, Арлекина и Коломбины, которые составляют традиционный любовный треугольник. Герои, как в театральной постановке, разыгрывают мизансцены, выражая свои чувства с помощью музыкальных инструментов. После концерта мы сразу же уезжаем в Норвегию, будем выступать с той же программой в Альте, Киркенесе, Варде и Вадсе.

Однако «Классики» (так их называют в норвежской прессе) ненадолго расстанутся с мурманской публикой. 28 октября они вместе с ансамблем из Альты «Норд» вы­ступят в зале филармонии с программой, посвященной 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Прозвучат знаменитое трио № 2 и фортепианный квинтет.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 14 сентября 2006 год

газета «Мурманский вестник»