Чехов знал толк в духах, безукоризненно одевался. Дюма— автор 560 томов сочинений и поваренной книги. Этот ряд я невольно продолжила персоной, конечно, не столь знаменитой: Дмитрий Гилев — концертмейстер и солист Мурманской областной филармонии, отлично ориентируется на местности и мастер собирать грибы.

Пристрастия

Позапрошлой осенью на 40-м километре Печенгской дороги нашел целую семейку белых грибов:

— Восемь штук, вот таких, — показывает Дмитрий. — Разрезаешь — белые как снег, ни одной червоточинки. У нас дом под Москвой, в лес часто хожу, но такие грибы впервые нашел. Нажарил полную сковороду для всей семьи. Такое роскошество! А самый вкусный гриб — сыроежка. Жарить все грибы нужно отдельно, — советует Гилев.

Наверное, всех творческих или самозабвенно преданных своему делу людей отличает пристрастие к вещам, далеким от профессии. Оно, пристрастие, дает короткую передышку от творчества, чтобы потом «выдать» нечто. Для Гилева такой передышкой стал побег от цивилизации.

Первая скрипка филармонии Дмитрий Гилев не принадлежит к плеяде мировых знаменитостей, но в краевой музыкальной среде он человек известный. Впрочем, не только. За 30 лет активной творческой деятельности с концертами побывал в городах СССР, России, стран Скандинавии и США. Велико его влияние на профессиональное совершенствование оркестра как концертмейстера — ему по плечу такие крупномасштабные международные проекты, как постановка оперы. Гилева называют виртуозом в исполнении произведений разных стилей и эпох. К тому же он — организатор и создатель новых творческих коллективов. Один из них — «Дивертисмент» (название подразумевает исполнение музыкальных произведений развлекательного характера). Репертуар ансамбля, представленный сочинениями различных жанров, доступен для восприятия публикой разной музыкальной подготовки. В составе «Дивертисмента», кроме Гилева, Елена Лебедева (фортепиано) и Ольга Гилева (скрипка).

Музыкальная семья

Однажды «Дивиртисмент» выступал как семейный ансамбль. Родители, Дмитрий и Ольга, — скрипачи, сын Семен — пианист. В прошлом году они дважды побывали в Норвегии, давали концерты.

— Конечно, мы в первую очередь думали о сыне, — признается Дмитрий. — Хотели, чтобы у него появилась возможность практических навыков концертной работы. Семен выполнял роль солиста и концертмейстера. Публика его хорошо принимала. Подкупала молодость артиста, и потом — это будущий виртуоз, — убежден Дмитрий.

Семен — студент Московской консерватории. Сначала с сыном «на дому» занималась Ольга, тоже артистка филармонии. Мальчик делал большие успехи, хотя скрипка, как говорит Гилев, очень сложный инструмент для начального обучения, требующий ярко выраженных способностей: слуха, ритма, координации. Ими Семен наделен сполна. Но скоро в семье решили, что и двух скрипок на троих достаточно. Сына определили в музыкальную школу учиться игре на фортепьяно.

Так когда-то поступила Антонина Николаевна — мать Дмитрия Гилева, только он сразу остановил свой выбор на скрипке. Учительница начальных классов, она считала, что дети должны развиваться творчески, и не важно, в каком направлении проявят они свои способности. Но самой Антонине Николаевне хотелось, чтобы ее трое детей занимались музыкой. Она не ошиблась. Все дети окончили музыкальную школу. Два брата (Дмитрий — младший) — музыкальное училище, затем петрозаводский филиал Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова.

После консерватории Дмитрий вернулся в Мурманск и до 1985 года преподавал в музыкальном училище. Теперь, вот уже 20 лет, работает в филармонии.

Время круглых дат

Вообще в этом году у Гилева несколько круглых дат. Две из них — юбилейные и приходятся на февраль. 23-го, вместе с армейским днем, к чему он имеет непосредственное отношение, потому что служил в Североморске, в ансамбле Северного флота, отмечает 50-й день рождения. 25 февраля — другой юбилей: четверть века ансамблю «Мурманск-классик-трио».

— Мне повезло, — считает Дмитрий, — после службы во флоте и возвращения в музыкальное училище мне предложили играть в трио. Так неожиданно появилась возможность реализовать себя как солиста, а главное, работать с известными музыкантами — пианистом Александром Кондратьевым и виолончелистом Валерием Ролановым. В таком составе мы выступали с концертами 15 лет. Последние восемь лет партию виолончели исполняет солистка филармонии Светлана Осягина.

В репертуаре трио произведения русских и зарубежных композиторов — Свиридова, Чайковского, Грига, Вивальди… В начале января в филармонию пришло интересное предложение из Норвегии. Поэтому сейчас на пюпитре Дмитрия Гилева сочинение французского композитора Оливье Мессиана «Квартет на конец времени» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепьяно. Необычна история создания «Квартета», которую рассказал Дмитрий:

— В основу этого сочинения положен библейский сюжет. Мессиан написал музыку, во время Второй мировой войны, когда находился в плену. Два года он провел в концлагере под Берлином. Его творение впервые услышали такие же, как он, заключенные, и звучало оно в январский мороз на открытом воздухе.

Это сложнее произведение «Трио» (при участии норвежской кларнетистки Анны Роструп) представит на юбилейном концерте 25 февраля. Оно займет все первое отделение юбилейного концерта. Вторая его часть состоит из лучших миниатюр мировой классики в оригинальной обработке — Хачатуряна, Сибелиуса и других известных композиторов.

В феврале «Мурманск-классик-трио» услышат и жители Мурманской области, а в марте ансамбль поедет на гастроли в Петрозаводск.

Жанровое разнообразие

Как говорят на Востоке, мир занавесом не прикрыт, только не ленись открывать его новые страницы. И если говорить применительно к музыкальной жизни, то и она насыщена различными формами и направлениями. Среди них и так называемая легкая музыка. Отношение к ней у многих любителей классики и ее профессиональных исполнителей не слишком доброжелательно.

— С эстрадной музыкой мы уживаемся мирно, — улыбается Дмитрий, опровергая мои предположения. — В репертуаре ансамбля есть трио с элементами джаза эстонского композитора Уно Найссоо. С «Дивертисментом» мы исполняем джазовые пьесы в классической обработке Гершвина, Эллингтона, а в январе вместе с нашим филармоническим оркестром, которым дирижировал Гаранян, играли симфо-джаз...

Беседуя с Дмитрием Гилевым, я поняла, что при таком жанровом разнообразии и насыщенной творческой жизни его не тревожат амбиции. Зато есть понятные каждому желания. Два — самых сильных. Чтобы ансамбли звучали, соответствуя дословному переводу с французского, — стройное целое, как один инструмент, о чем мечтают, наверное, все коллективы небольшого состава исполнителей. Другое желание и того понятнее — отдохнуть, шагая с лукошком по лесу, или погреться на теплом южном песке. Гилев не забывает просто улыбнуться жизни. Есть старый психологический прием: коль скоро радость вызывает улыбку, может быть, улыбнуться, чтобы ощутить радость. У Дмитрия Гилева, как мне кажется, это получается.

Антонина ШАТАЛОВА, газета «Полярная правда», 18 февраля 2005 года.

газета «Полярная правда»