В начале декабря состоялся бенефис «И жизнь, и слезы, и любовь...» солистки Мурманской областной филармонии Антонины Панченко (сопрано), отметившей 20-летие творческой деятельности.

Эти два десятилетия певицы наполнены многими творческими событиями. Вся жизнь Антонины Панченко связана с музыкой. Она закончила вокальное отделение музыкального училища в Фергане, Саратовскую консерваторию. В 1984 году ее пригласили в Мурманскую областную филармонию, хотя были предложения и в места не менее заманчивые: Барнаульский и Красноярский музыкальные театры. С мечтой о сольных концертах выбрала Мурманск.

Но мечты не всегда и не сразу сбываются. Антонина Панченко прошла все этапы трудной артистической жизни. Вначале были выездные концерты по Кольскому полуострову. Воспоминания о тех временах не потеряли своей яркости до сих пор. И как забыть холодный «козлик» на промерзших ухабистых дорогах области! Выступала в рабочих общежитиях, заводских «красных уголках», в море на рыболовецких судах, спала на раскладушках, добиралась до самых дальних точек Кольского полуострова — Гремихи и Краснощелья. И везде она находила своего зрителя, благодаря эмоциональности, дару драматической актрисы. Голосом Антонина Панченко наделена сильным с довольно большим диапазоном: три октавы. Зная свои возможности, она, конечно, хотела сольных концертов. Но до них было еще далеко.

С 87-го стала петь в церковном хоре во время вечерней службы по субботам и утренней — по воскресеньям. Вместе с хором совершила турне по Норвегии. Часть заработанных певцами денег возвращалась в Мурманск в виде медикаментов, продуктов питания для инвалидов, в дома малютки, интернаты. В рамках таких благотворительных акций артистка побывала в Финляндии, Дании, Голландии.

Творческий успех пришел к Антонине Панченко вместе с 90-м годом, когда она и Александр Бобин-Шмидт участвовали в постановке рок-оперы Бенни Андерсена «Шахматы». Им аплодировали в Норвегии и России. Но, как и в любой работе, приходилось переживать горькие минуты, тогда не обходилось и без слез.

— Бывает, когда голос не звучит, — объясняет Антонина Петровна, — на репетициях все идет хорошо, но выходишь на площадку, начинаешь волноваться и многое теряешь из того, что можешь. Казнишь себя потом. Или у тебя голосовые связки не здоровы, об этом не скажешь публике, стараешься взять мастерством, но го­лос не отвечает тебе в той мере, как этого хочется. Опять переживаешь.

И хорошо, что артисты филармонии выступают в детских садах и школах Мурманска. Здесь доброжелательность ребят, их восприимчивость к музыке эмоционально облегчают такие трудные для артиста дни.

— Это совершенно другая публика, другая подача звука, другой репертуар, — рассказывает Антонина Панченко. — В программе «школьного абонемента», он называется «Поэты серебряного века», участвуют музыковед Светлана Бобрицкая, концертмейстер Елена Тимофеева, я исполняю произведения Цветаевой, Ахматовой, других поэтов этого периода. А вот в детском саду пою про утят, «Вместе весело шагать», другие детские песенки. На мой бенефис пришли ребята из прогимназии № 60. Дети попросились выступить для меня, своей «любимой певицы», как они сказали. В их «репертуаре» песенки, которые я им пою, но только с другим текстом. Это очень трогательно.

В бенефисе Антонины Панченко выступили те артисты, с которыми она долгое время работала или работает по сей день. Это ансамбль русских народных инструментов «Горница», скрипичный дуэт «Дивертисмент», «Мурманск-классик-трио», духовный хор.

Когда-то вместе с драматической актрисой Мариной Скоромниковой Антонина Панченко сделала сольную программу «Минувших дней очарованье». Фрагменты из музыкально-литературной композиции, как и прежде с народной артисткой России Мариной Скоромниковой, прозвучали и в бенефисе. Из Санкт-Петербурга приехал Александр Бобин-Шмидт, с ним певица исполнила дуэт из оперетты «Сильва».

С пианисткой дипломантом Всероссийского конкурса Аленой Лебедевой Панченко работает вот уже 18 лет.

— Она для меня не просто замечательная пианистка, но педагог и друг, — говорит Антонина Панченко, — с ней к бенефису мы подготовили новую программу, куда вошло и редкое произведение французского композитора Габриеля Форе «У креста».

В бенефисе Антонины Панченко были представлены многие любимые ею произведения: арии из опер, романсы, музыка из кинофильмов. Распространенный жанр романса она наполняет новыми интонациями, ее вокальная мелодика то напевна, то экспрессивна, глубоко и чувственно звучат оперные партии, она точно передает и лирику эстрадного жанра.

Антонина ШАТАЛОВА, газета «Арктическая звезда», №2 декабрь 2004 года.

газета «Арктическая звезда»