В Мурманске впервые была исполнена опера на староанглийском языке.

Помнится, в конце 70-х был такой эстонский эстрадный ансамбль «Апельсин», который пел бодренькую песенку: «Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу...». В Мурманске оперу можно любить только мысленно. Нет у нас музыкального театра, и регулярные гастроли оперных коллективов остались в прошлом. Последний раз приобщиться к высокому жанру мурманчане могли три года назад на совместной русско-норвежской постановке «Тоски». И вот, под занавес музыкального сезона Мурманская областная филармония приготовила настоящий подарок для меломанов — оперу английского композитора Генри Перселла «Дидона и Эней». Правда, в скромном концертном исполнении, без костюмов и декораций.

Оперный проект для Мурманска — событие неординарное. Не только в силу редкости подобных вещей в нашем регионе, но и как творческое, профессиональное достижение мурманских музыкантов, занятых в проекте: камерного оркестра, хора «Amadeus», солисток филармонии Раузалии Гиваргизовой и Антонины Панченко, студентов музучилища Виктории Валуйских, Ксении Мамедовой, Ирины Тавлук, Николая Клименкова. Достижение это можно считать безусловным даже несмотря на то, что две ведущие партии — Дидоны и Энея — были отданы солистам из Петербурга Людмиле Воробьевой и Григорию Якерсону.

Но в самой организации проекта был один парадокс, обративший на себя внимание. Событие, продвигающее вперед местную культуру, состоялось во многом благодаря финансовой поддержке Генконсульства Норвегии в Мурманске и норвежских компаний, работающих в нашем регионе. Выходит, северные соседи готовы вкладывать средства в серьезное искусство даже в чужом государстве, а наши «генералы» от культуры денег найти не могут, но зато наловчились жаловаться на их отсутствие. Нет, конечно, они любят оперу, но как-то уж очень «платонически»...

Для людей, не имеющих музыкального образования, имя Перселла, сочинявшего в XVII веке, когда еще и оперы как таковой не было, мало знакомо или неизвест­но вовсе. Непросто (а без знания либретто практически невозможно) вникнуть в перипетии любовных взаимоотношений мифологических персонажей — царицы Карфагена Дидоны и троянского героя Энея, поющих на староанглийском языке. Вероятно, в театральном оформлении переживания героев оперы воспринимались бы выразительнее. Но музыкальный жанр тем и замечателен, что передает драматургию чувств и разнообразие эмоций, преодолевая языковые барьеры. По сюжету, Дидона, не пережив предательства Энея: умирает от любви. И в финальной песне хор оплакивает смерть несчастной царицы. Старинная музыка в исполнении струнных инструментов под аккомпанемент клавесина звучит не трагически безысходно, а скорее, печально, умиротворяюще, наполняя душу тихой и светлой скорбью увы, не свойственной нашему жесткому и надрывному времени.

Одним из главных виновников торжества, принимавших поздравления в этот ве чер, был музыкальный руководитель проекта, дирижер Геннадий Чернов. Он родился и живет в Петербурге, учится в Санкт-Петербургской консерватории на факультете оперного дирижирования. Кроме Мурманска работает с симфоническими оркестрами Хабаровска, Карловых Вар (Чехия), города Ниш (Сербия), а также с дирижером оперы города Вааса (Финляндия). Корреспондент «Курьера» встретился с Геннадием Черновым накануне премьеры.

Геннадий, вы второй год работаете с камерным оркестром, но находитесь как бы в тени главного дирижера Дамиана Йорио...

— То, что второй дирижер находится в тени первого, это нормально. Человек, который создал оркестр в нынешнем его высокопрофессиональном качестве, — это Дамиан. Любой музыкальный коллектив — монархия, и им всегда руководит один человек.

Как вы стали вторым дирижером мурманского оркестра?

— Вместе с Дамианом Йорио мы училисьу одного профессора — Александра Ивановича Полищука. Он подготовил Дамиана и сейчас занимается со мной.

— Идея оперного проекта принадлежит вам?

— Идея принадлежит мне. Вообще исполнять музыку эпохи XVII века довольно сложно современным музыкантам, потому что нужно понять и почувствовать, услышать стиль этого исполнения. Вне этого стиля музыка не живет, не звучит, не производит впечатления. Стиль — это как синтаксис в языке или интонация в речи. Музыкальная интонация особым образом организуется. Мне кажется, что сейчас оркестр и хор хорошо понимают и чувствуют этот стиль. Это первый такой масштабный проект на сцене Мурманской филармонии: задействованы оркестр, хор, солисты из филармонии и из числа студентов музучилища (кстати, музыканты довольно высокого уровня), солисты из Санкт-Петербурга на ведущих партиях.

— Почему вы выбрали Перселла?

С прагматической точки зрения: музыка в опере исполняется только струнным оркестром и клавесином (в данном случае электронным), нет необходимости приглашать музыкантов, играющих на духовых инструмента. Кроме того, «Дидона и Эней» — одна из самых популярных опер в мире. Ее исполняют так же часто, как, скажем, «Евгения Онегина», все ту же «Тоску». Опера, несмотря на то, что была написана триста лет назад, по искренности выражения чувств, по связности и цельности драматургии находится в одном ряду с лучшими образцами опер XIX-XX веков. В отношении драматургии Перселл опередил время на двести лет, потому что в его бытность оперой считалась некая серия музыкальных номеров, довольно слабо связанных между собой, там были вставные танцы, арии, которые к сюжету отношения не имели. А здесь каждый персонаж наделен музыкально-психологическим портретом. Конечно, слушатели всего этого не знают, но они это чувствуют.

— Опера звучит на староанглийском языке. Насколько солисты овладели произношением?

— Более-менее. Те, кто учил в школе английский, — лучше, тем, кто не учил, — сложнее. Но вообще профессиональные солисты должны на любых языках петь.

— Если бы англичане слушали наших солистов, они бы поняли, о чем речь?

— Петербургских солистов — да, из мурманчан поняли бы Раузалию Гиваргизову, остальных — отчасти.

— Для профессионалов всегда важна опять же профессиональная, грамотная оценка, а в Мурманске любое музыкальное событие обречено на успех. Как вы обходитесь без критики?

— В Мурманске, в частности в музучилище, которое наряду с филармонией является центром музыкальной жизни и считается, кстати, лучшим в Северо-3ападном регионе России, есть специалисты, которые могут оценить нашу работу профессионально. А что касается успеха, то в столичных городах успех чаще всего определяется не профессиональной оценкой, а мощной рекламной кампанией.

— Планируются ли гастроли оперы?

— Конкретных планов пока нет. Проект отчасти спонсируют норвежцы. Все зависит от того, будут ли предложения и стедства. Хотя уровень оркестра сейчас достаточно высок, и, если бы он выступал, допустим, в Петербурге, был бы успех. Мурманские оркестранты творчески дисциплинированны, чувство ансамбля, чувство локтя у них гораздо сильнее, чем у их коллег в больших городах. Поэтому здесь, в маленьком, замкнутом музыкальном мире есть свои плюсы. И нам здесь работать приятнее.

Татьяна САФРОНОВА, газета «Курьер Норд-Весть», 22-28 мая 2002года

газета «Курьер Норд-Весть»