Декабрьскими вечерами, когда большое здание областного Центра культуры пустело, когда смолкали в нем гул голосов и деловая дробь каблуков, из-за закрытых дверей концертного зала начинали раздаваться чудесные волнующие звуки. Шли последние репетиции камерного оркестра филармонии. Музыкантам, собравшимся вместе всего два месяца назад, вскоре предстояли первые выступления перед публикой… И вот этот день наступил. Сегодня с результатами их работы познакомятся мурманчане.

Несколько лет назад в Мурманске уже существовал камерный оркестр. Он не был штатным, музыканты играли в нем практически только из любви к искусству. И после отъезда в Москву дирижера Михаила Таврикова распался он сам собой. Однако мечта иметь свой собственный оркестр у работников областной филармонии осталась. Всеобщий развал и нищенское положение учреждений культуры, казалось бы, делали ее абсолютно фантастической. И все-таки она сбылась. Во многом потому, что часть расходов на содержание оркестра взял на себя областной комитет по культуре и искусству.

В октябре был объявлен набор музыкантов-струнников в новый коллектив. Желающих оказалось немало. Однако собрать только профессионалов не удалось. Наряду с солистами филармонии, преподавателями музыкальных школ и училищ, многие из которых уже имели опыт работы в прежнем оркестре, в его состав вошло и несколько студентов.

Веру в успех дела поддерживала всеобщая вера в дирижера — Дамиана Йорио. (О том, как и почему этот 27-летний англичанин, стажировавшийся в Санкт-Петербургской консерватории, стал руководителем мурманского оркестра, наша газета рассказала два месяца назад. — Прим. ред.). Его мягкость, интеллигентность, бесспорный талант создавали ту особую атмосферу, когда работа превращается в настоящий праздник, открывая у музыкантов, по их словам, второе дыхание.

Проведя в октябре несколько первых репетиций, Дамиан улетел на гастроли в Сочи, где выступал с местным оркестром. Затем работал в Датском национальном оркестре радио и телевидения (зарабатывать на жизнь ему приходится, как говорится, на стороне). А вернувшись в Мурманск, он нашел, что музыканты в его отсутствие хорошо потрудились.

Однако и сделать еще предстояло немало. Для первой программы дирижер выбрал сложные многочастевые произведения Моцарта и Чайковского, «Серенаду» очень редко исполняемого у нас английского композитора Э. Эльгара и «Адажио» американца С. Барбера.

Волновались безумно все участники нового коллектива. Репетировали по три часа ежедневно. Дамиану не требовалось знание русского языка, чтобы, например, объяснить музыкантам особенности стиля своего соотечественника, которого надо играть совсем не так, как Чайковского. Отдельные слова, по­нятные всем музыкантам итальянские термины, жесты — и такт за тактом оркестр был все точнее в акцентах, ближе к замыслу композитора.

Процесс совершенствования, как известно, бесконечен. Даты же первых концертов неумолимо приближались.

— Я верю в успех и хочу, чтобы как можно больше людей пришло на наши выступления отдохнуть и насладиться прекрасной музыкой, — сказал Дамиан с неизменной улыбкой и веселым блеском в глазах накануне отъезда в Полярные Зори и Мончегорск, где концерты должны были состояться в среду и четверг. И вот первые сообщения оттуда: полные залы, отличные впечатления, несомненный успех! Музыкантов подолгу не отпускали со сцены.

Когда вы будете читать эти строки, оркестр уже вернется в Мурманск со своих первых небольших гастролей по области. Но сегодня в 17 часов ему предстоит самый ответственный экзамен — дебют в зале филармонии перед взыскательной мурманской публикой. Именно сегодня мы будем свидетелями рождения нового оркестра.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 25 декабря 1999 года.

газета «Мурманский вестник»