Владимир Спиваков: "Музыка должна дышать, рождаться прямо на ваших глазах"
Основатель и художественный руководитель Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков рассказал мурманским журналистам, почему он любит военных моряков, в чем секрет высшего дирижерского мастерства и почему дирижеры живут долго.
Напомним, на минувших выходных Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова вновь выступил перед жителями Мурманской области в рамках "Всероссийских филармонических сезонов" под эгидой Министерства культуры РФ. Всемирно известный музыкальный коллектив дал два концерта в Мурманске и один в Североморске.
О чем же рассказал Владимир Спиваков после концерта в Мурманской областной филармонии, который никак не мог завершиться из-за несмолкаемых оваций мурманской публики?
О сцене и экспромтах
Экспромты должны быть отрепетированы. Сцена не прощает ошибок, не прощает ничего. И мы сами себе тоже не прощаем.
О Мурманске и военных моряках
С городом Мурманском нас связывает не только просто концертная жизнь. В трагические дни, когда произошла авария в Шереметьево с самолетом, прилетевшим из Мурманска, когда погибло очень много людей, мы тогда приехали к вам и разделили это горе. Разделенное горе – это всегда половина горя. Думаю, что жители Мурманска это тоже помнят.
Мы приготовили специальную программу сегодня, для друзей, что называется. Мне кажется, что концерт удался, обоюдно как-то. Принесли радость людям. Это важно. Такие концерты нужны, они вдохновляют. Люди себя чувствуют по-другому. Они чувствуют, что их любят, уважают, понимают, что они "человеки". Жизнь другими красками сверкать начинает.
И потом мы ездим каждый раз в Североморск. Я очень люблю моряков. Когда-то сам в детстве я мечтал стать морским военным инженером. И я больше всего доверяю морякам, это я могу сказать точно.
О Чайковском и Рахманинове
Чайковский, Рахманинов – это наши иконы, святые имена. Первое мое посещение оперы - в Ленинграде, в оперной студии вместе с мамой, мне было 12 лет, я слушал "Онегина" тогда. И вот сейчас в конце жизни я записал "Евгения Онегина" с чудесными солистами. Даже в Америке она стала записью года.
Почему дирижеры долго живут?
Нужно помнить, что вершина – это последний шаг перед спуском. Нужно идти от вершины к вершине, не останавливаясь. И потом, говорят, что дирижеры живут довольно долгую жизнь. Почему? Потому что у них цель все время. Каждый день – новые цели, программы новые, встречи.
О секретах мастерства
Есть вещи, которые приобретаются с годами. Главное, чтобы музыканты не уставали от тебя, нужно все время приходить с новыми мыслями и идеями. Нужно, чтобы им было интересно. Поэтому я готовлюсь к репетициям тщательно очень. Думаю. Каждый должен знать, что он будет делать в общем контексте. Музыка должна дышать, рождаться прямо на ваших глазах. И когда это происходит, люди вовлекаются в этот процесс, становятся созидателями.
Фото: ИА "Би-порт"