14 февраля   (2 – по старому стилю) исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Он родился  в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии. Отец – Сергей Николаевич – служил чиновником по министерству финансов. Мать – Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене. С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества". Всего в семье было шестеро детей. 
До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии. Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году. 
В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке.  
В ранний период творчества Даргомыжским написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья"). 
Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым. 
В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки. 
В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа" по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда", также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве. 
В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями. 
В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке. 
В этот период окончательно формируется метод творчества композитора – "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. В 40‑50‑е годы XIX века Даргомыжским были написаны романсы и песни – "Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно",  "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и другие. 
Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка". 
С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии: "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал", "Червяк", "Титулярный советник". 
В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка"). 
В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора,  ее завершили друзья, в том числе Николай Римский‑Корсаков. 
С 1859 года Даргомыжский был избран и активно работал в Русском музыкальном обществе (РМО). 
17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). 
В Арсеньевском районе Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому. Имя композитора носит Тульский колледж искусств.