О СПЕКТАКЛЕ «ЗА ЗАКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ»
Пьеса великого французского писателя, драматурга и философа Жана-Поля Сартра написана в 40-х годах нашего столетия и представляет собой один из лучших образцов драматургии экзистенциалистского направления. Но в пьесе речь идет не о сложных философских построениях, а о том, что волнует всех людей: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о наших отношениях с другими людьми.
В некую комнату, которая оказывается тем самым загробным миром, Адом, где людей ждет наказание за их земные грехи, попадают три человека: писатель-пацифист Жозеф Гарсен, почтовая служащая Инес Серано и холеная аристократка Эстель Риго. В этом Аду нет сковородок, вертелов и котлов, нет палачей. Просто пустая комната с закрытыми дверями, а в ней три совершенно разных человека, на первый взгляд никак друг с другом не связанных.
На наших глазах разворачивается туго закрученная автором спираль их взаимоотношений. Фарс, трагедия, лирика и ироничный юмор - все переплелось в этой спирали. Три незнакомых человека становятся друг для друга смыслом и проклятием, целью и помехой, объектом вожделения и ненависти. А Ад оборачивается неким подобием коммунальной квартиры, где и вместе существовать невыносимо и порознь скучно.
Кто мы друг для друга? Один из персонажей пьесы утверждает: «Ад - это другие». Но похоже автор и сам с ним не во всем согласен. Так кем же станут друг другу персонажи пьесы? Адом? Спасением?
В версии московского театра «Игроки» (постановка - заслуженного артиста России, актера и режиссера театра п/р О.Табакова Александра Мохова, режиссер - художественный руководитель театра «Игроки» Рудольф Саркисов) эта пьеса теряет последний налет мистики и философской серьезности. «Сартр по-русски» - так театр определил для себя жанр спектакля. То есть французское изящество, тонкость и ирония дополнены русской страстностью и бесшабашностью. А соединяют их в одно целое популярные российские артисты: народный артист России Андрей Соколов (Жозеф Гарсен), народная артистка России Ирина Алферова (Эстель Риго) и исполнительница роли Инес Серано - ведущая артистка театра п/р А.Джигарханяна Елена Медведева. Помогает им музыка известного композитора и телеведущего, заслуженного артиста России Сергея Шустицкого, написанная специально для этого спектакля.
Спектакль был подготовлен в мае 1998 года. Официальная премьера в Москве состоялась 30 октября 1998 года.
Спектакль был представлен в трех номинациях театральной премии телевизионного канала ТВ-6 «Чайка-98».
Спектакль, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, неоднократно демонстрировался во многих городах России. Прошли также зарубежные гастроли: в Израиле, США, Канаде, Финляндии, Армении, Украине, Беларуси, Литве, Латвии.
ОБЗОР ПРЕССЫ О СПЕКТАКЛЕ «ЗА ЗАКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ»
- «Аргументы и факты» № 32 (август 1999)
Светлана Кузина:
В просторной комнате со стенами, обитыми, как в психушках, чем-то мягким, из обстановки - лишь три лежака и «оскароподобная» статуя. Зато сюда ведут целых три двери. Через них по очереди невозмутимый распорядитель пропускает нервного молодого человека и двух встревоженных дам: одна помоложе, зато другая - элегантнее. Эти трое явно незнакомы, но, запертые вместе, начинают себя вести, как пауки в банке, - то норовят заняться любовью, то грызутся до драки. И непрерывно спорят. Вот так выглядит, по мнению режиссера Александра Мохова, один из кругов ада - суд собственной совести.
Как они колоритны - трус, расстрелянный за дезертирство (Андрей Соколов) и две очаровательные... убийцы (Ирина Алферова и Наталья Петрова)! Как цепляются за ушедшую жизнь, не в силах смириться с жестоким итогом - приговором их земному пути! Как истово ищут сочувствия друг у друга! Но их спонтанные исповеди правдивы лишь отчасти.
Если Н.Петрова известна больше по кино и достаточно новое лицо на московской сцене, то А.Соколов и И.Алферова - актеры более чем знакомые зрителю. Однако спектакль «За закрытой дверью» выявил в них какие-то новые, удивительные грани»; может быть, знаменитый «Ленком» не до конца использует возможности своих звезд?
- «Независимая газета» 30.03.99
Валентина Федорова:
Отечественная театральная антреприза, не перестает удивлять. Вслед за появлением в одной антрепризе пьесы Фриша, в другой появляется... Жан-Поль Сартр. Причем с одной из его наиболее концептуальных пьес «За закрытой дверью», во многом определившей целое направление исследований о Сартре...
...В этом аду нет ничего страшного. Странное - да, но не ужасное. И хотя веселье вновь прибывших имеет несколько истерический оттенок, они, тем не менее, чувства юмора не теряют. Несомненная удача постановщика - правильно найденная тональность спектакля, его стремительный ритм, взнервленная бравада. Пожалуй, наиболее ясный персонаж - Инес Серано. В исполнении Натальи Петровой - это длинноногая эффектная брюнетка в раздражающе красном, нарочито резкая и провоцирующая. Эта стерва бессердечна и жестока, как сама жизнь.
Эстель Риго в исполнении Ирины Алферовой поначалу кажется ее полной противоположностью. Изящная, обворожительная дама, она кажется прелестной кокеткой, блестящим мотыльком. Но постепенно раскрывается и ее трагедия. Жестокость этого милейшего создания вдруг проявляется в ее почти базарном крике... Алферовой не так часто приходилось играть отрицательные персонажи. Здесь она демонстрирует неизвестные нам грани своего дарования. Она не боится быть даже смешной, когда нелепо цепляется за единственного мужчину, оставшегося у нее навсегда.
Жозефа Гарсена, журналиста-пацифиста, который сам себя уличает в трусости, играет популярный актер театра и кино Андрей Соколов. Невозмутимость и респектабельность первых эпизодов, чуть приправленные вполне понятной нервозностью, сменяются почти детским отчаянием, мальчишеской жаждой признания. Странное соединение силы и зависимости от других актер передает, не жалея сатирических красок...
Ад - это другие. Мы все палачи и жертвы. Но не все так мрачно, господа. В наш страшный век поиск нравственного императива представляется неизбежным. Так, может, он там, за закрытой дверью?
- «Новое время» 28.11.99
Лариса Давтян:
...В обращении театра «Игроки» к пьесе Сартра «За закрытой дверью» можно усмотреть некий опыт «интеллектуального стёба» в исполнении Андрея Соколова, Ирины Алферовой, Натальи Петровой и Рудольфа Саркисова, которым не стоит бояться переусердствовать в иронии. Ведь воображаемое Сартром вместилище ада, где происходит встреча грешника с двумя грешницами, отнюдь не предполагает пафоса хождения по «Дантовым круга». Герои этого спектакля (сценография Виктора Крылова), по мысли его постановщика Александра Мохова (режиссерский дебют артиста «Табакерки»), скорее, загнаны в угол. И в его тупике им предстоит открыть предельно простую истину, что «ад - это другие», и принять обреченность на «сосуществование», неизбежность которого способен разбавить лишь смех. И, пожалуй, символично, что озвучил эту так называемую «адскую историю» композитор из бывшей команды «Веселых ребят» Сергей Шустицкий, находя оправдание благозвучным гармониям в столь, казалось бы, чуждом для них месте, а изломанными ритмами танго придавая потустороннему действу привкус фарса...
- «Вечерняя Москва» 2.06.98
Ирина Кретова:
...Режиссер воссоздает сартровский «театр ситуаций», в котором «пытка мыслью» оттесняет интригу, жизнь заострена до графичного, лабораторного этюда. Действие трагического фарса ограниченно рамками заранее заданной, сконструированной условной ситуацией - «адом», в котором людей ожидает наказание за их земные грехи. В этом аду нет жаровен, вертелов и котлов, нет палачей. Просто комната с закрытыми дверями, а в ней три совершенно разных человека...На первый взгляд они никак не связаны друг с другом, тем не менее, каждый из них от рождения несет в себе «бациллу зла», причем любой из них - палач другого. Но героям с этим трудно согласиться... Для того, чтобы понять это и обрести спасение от «адских» мук, им предстоит пройти через все круги...
- «Донбасс» 20.07.01
Владимир Земляк:
Гостями шахтерской столицы в эти дни стали артисты московского театра «Игроки», которые представили на суд дончан оригинальную постановку спектакля «За закрытой дверью» по Ж.-П.Сартру. В зале театра имени Артема яблоку негде было упасть, и зрители не обманулись в своих ожиданиях. Как всегда блистали на сцене заслуженные артисты России Ирина Алферова, Андрей Соколов, молодая актриса Елена Ланская. Жаль только, что москвичи дали всего один спектакль, и его не смогли посмотреть все желающие.
- «Монитор» (Нижний Новгород) 22.09.98
Екатерина Артман:
...Разговоры о приезде любимых артистов велись в городе задолго до того, как появились растяжки, приглашающие на эту постановку. Перед началом спектакля мы вновь услышали сакраментальный вопрос, сопутствующий театральным аншлагам: «Нет ли лишнего билетика?». Это в общем-то не оказалось неожиданностью при таком актерском ансамбле и зрительском интересе к своеобразной драматургии известного французского писателя-экзистенциалиста.
Философские размышления о жизни человеческой души в загробном мире, о ее метаниях и способах искупления земных грехов легли в основу пьесы «За закрытой дверью». По всей видимости, жизнь усопших в раю не так интересовала драматурга, нежели страдания грешников.
В пьесе выведены три грешные души: падшей женщины, самовлюбленной красотки и трусливого щелкопера. Каждый из них попал в ад согласно законам религии: кто за детоубийство, кто за предательство, кто за малодушие. Местные адовы служащие определили их в замкнутое пространство, где за закрытыми дверями находится только эта троица.
Движимые тщеславием и другими пороками, они начинают междоусобную войну за свое место... в аду. Образ Палача, уже укоренившийся в сознании людей на земле, здесь "размыт" в характерах трех персонажей. Ибо, по мнению автора, нет Высшего суда как такового. Судить за содеянное будут души таких же грешников, каким являешься ты сам. Живи с ними, ищи пути к раскаянию - может быть, тогда откроется дверь.
Но куда?
...Открытием для нижегородской театральной публики стала молодая актриса Наталья Петрова. Достаточно убедительны были мысли и поступки ее "падшей женщины". Хотя безусловным триумфом можно назвать игру Андрея Соколова: собственно, на его незримом лидерстве и держался весь спектакль.
- «ALMA MATER» (Газета Томского Госуниверситета) 12.10.01
Наталья Волосатова
Трое грешников - мужчина и две женщины в четырех стенах. "Каждый из них - палач для двух других", - эту мысль высказывает молодая, полная жизни душа проститутки. "Либо вместе выберемся, либо вместе погибнем", - говорит душа мужчины, которого в полном расцвете сил расстреляли за дезертирство (но грех его состоял в другом). "Ох, ах!", - вздыхает и капризничает душа женщины, которая утопила своего внебрачного ребенка и умерла от воспаления легких.
Есть еще один персонаж - коридорный. Он-то и приводит души каждую через отдельную дверь "в палату". Стало быть, по заданной логике, он - бог. Он дает Гарсену (из всех он оказывается в аду первым) нож. Но им никого убить нельзя. Все и так мертвые. Силой что-либо не решить - физической боли они не чувствуют. Тогда как они ощущают жару?
Ад - это когда нет выхода. Это когда ты оказался рядом с тем, кто тебе противен. Это когда ты ничего не можешь сделать. Это когда ты хочешь, но не можешь выйти, даже если дверь открыта.
"Игроки" все это сумели показать с иронией:
- Ты куда? - умоляющим голосом вопрошает Эстель.
- Ухожу, - бросает небрежно Гарсен, надевая штаны.
Что там, за открытой дверью? Мы, живые люди....
- Сайт CITYOUT (Санкт-Петербург) 04.08.11
Браться за постановку пьесы поистине культового писателя двадцатого века или играть в подобном спектакле - это всегда вызов, причем не только воспитанным на «сливках» театрального искусства зрителям, но и самому себе. За закрытой дверью - спектакль по пьесе Жана-Поля Сартра - несмотря на определенную долю риска стал настоящим триумфом и режиссера Рудольфа Саркисова, и заслуженных артистов России Андрея Соколова и Ирины Алферовой.
Три персонажа - мужчина и две женщины - оказываются в замкнутом пространстве комнаты, в которую ведут три двери. Каждый из них, как выясняется по ходу действия, - душа недавно умершего человека, на совести которого лежит неподъемный груз совершенных при жизни злодеяний. Герои, неспособные признать свою вину полностью, не только не могут раскаяться в своих преступлениях, но и отчаянно отбиваются от нападок друг друга, в конце концов, все-таки понимая, что ад - это не кипящие котлы, а голос совести и принудительная необходимость быть с «другими»...