г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

Мурманский филармонический оркестр. Дирижер — А.Рейн, Москва.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1

       КАССЫ ФИЛАРМОНИИ       

Здание ул.Софьи Перовской, 3
ПН,ВТ,ЧТ,ВС с 12:00 до 19:30
СР с 13:00 до 19:30
ПТ,СБ с 11:00 до 19:30                    
Перерыв с 15:30 до 16:00        
Тел. (8152) 994-332                   

Здание пр.Ленина, 67
ПН,ПТ,СБ с 12:00 до 18:30
ВТ, СР, ЧТ с 13:00 до 19:30
Перерыв с 15:00 до 15:30
ВС - выходной             
Тел. 
(8152) 450-867

21 апреля 2012, 17:00, Суббота
Солисты — Мария Макарова (ф-но), Петр Макаров (ф-но), Мурманск.

Программа концерта

I отделение

  • К. Сен-Санс - Вальс "Свадебный пирог"
  • И. Гайдн - Симфония № 45 "Прощальная"

II отделение

  • И. Гайдн - Симфония № 49 "Passione"
  • К. Сен-Санс - "Карнавал животных"

Андрей Рейн

Дирижер Андрей Рейн родился в 1970 году в г. Москве. В 1995 году окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «Гитара» (класс профессора Н.А. Комолятова). В 2006 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им П.И. Чайковского, а в 2009 году аспирантуру при ней по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (все - в классе Народного артиста СССР, профессора Г.Н. Рождественского).

С начала 90-х годов ведет активную концертную деятельность. Постоянный участник абонементных программ Московской государственной академической филармонии. Неоднократно дирижировал мировыми премьерами сочинений российских композиторов на фестивалях современной музыки «Московская осень». С 2003 г. музыкальный руководитель муниципального оперного театра г. Лыткарино Московской области. В апреле 2004 года явился инициатором создания камерного оркестра «ARCO», став впоследствии его художественным руководителем и дирижером. В качестве постоянного приглашенного дирижера сотрудничает с Ярославским и Ростовским академическими симфоническими оркестрами, Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии им. А.Г. Шнитке, Мурманским филармоническим оркестром (в октябре 2008 г. совершил с этим коллективом турне по городам Норвегии), Камерным оркестром Чувашии, Череповецким муниципальным молодежным оркестром и другими коллективами. В ноябре 2007 г. гастролировал в Испании с российско-испанским молодежным симфоническим оркестром. В ноябре 2009 г. дирижировал в финале первого международного конкурса исполнителей на классической гитаре им. Александра Фраучи. В мае-июне 2012 г. Андрей Рейн в качестве ассистента дирижера примет участие в постановке оперы П.И Чайковского «Чародейка» на основной сцене Государственного академического Большого театра России (дирижер-постановщик спектакля - Народный артист РФ Александр Лазарев).

Среди солистов, с которыми выступал Андрей Рейн: Народный артист РФ В. Пикайзен (скрипка), Заслуженные артисты РФ - И. Богуславский (альт), А. Анчевская (скрипка), В. Иголинский (скрипка), С. Иголинский (фортепиано), Н. Комолятов (гитара); Лауреаты международных конкурсов - Д. Илларионов (гитара), А. Дервоед (гитара), А. Гайнуллин (баян), П.А. Глорвиген (бандонеон).

Свою концертную деятельность музыкант совмещает с преподаванием в РАМ им. Гнесиных и в МГИМ им. А.Г. Шнитке, где он руководит оркестровыми и дирижерскими классами, а также читает уникальный авторский лекционный курс «История дирижерского искусства».

В июне 2006 года Андрею Рейну была присуждена Премия Геннадия Рождественского I степени. В декабре 2009 года Комитет по культуре и искусству Мурманской области наградил дирижера Почетной грамотой «За большой личный вклад в сохранение и развитие культуры в Мурманской области и высокое профессиональное мастерство».

«Творческий портрет дирижера Андрея Рейна определяют глубокое проникновение в стиль и авторский замысел исполняемого произведения, индивидуальность трактовки и крепкие технические навыки. Все это в сочетании с широкой музыкальной эрудицией создают ему репутацию перспективного и активно развивающегося дирижера». (Геннадий Рождественский).

Гайдн Прощальная симфония

История создания

На рубеже 60-70-х годов в творчестве композитора происходит стилевой перелом. Одна за другой появляются симфонии патетические, нередко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».

За симфонией № 45 закрепилось название Прощальная, и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников. Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии. По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью. Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!».

Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна.

Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность - фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт. Но самое уникальное - медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной.

Симфония фа минор, Hob. I № 49 "La Passione" написана во время «романтического кризиса» - так музыковед Теодор де Визева охарактеризовал период творчества Гайдна конца 60-х-начала 70-х годов XVIII столетия. Неизвестно, было ли причиной этого внезапного «омрачения» какое-то событие в личной жизни Гайдна или же композитор, подобно большинству великих художников, чутко реагировал на тревожный «дух времени» (хотя непосредственное его знакомство с литературой «бури и натиска», возникшей в те годы, едва ли возможно).

Первоначально Симфонию № 49 приблизительно датировали 1773 годом, однако обнаруженный автограф позволил установить точную дату- 1768 год (впервые она опубликована в 1771 году Зибером в Париже). Имеющееся в некоторых рукописных копиях название "La Passione" свидетельствует о том, что симфония предназначалась для страстной недели. Название "II Quakuo di Ьеl` humore" в других копиях до сих пор не объяснено. Стилевые особенности Симфонии свидетельствуют о влиянии некоторых черт музыки эпохи барокко, уже не встречавшихся в 70-х годах. Это произведение - последняя из шести симфоний Гайдна, где, по сравнению с классическим строением симфонического цикла, первые две части как бы меняются местами: за медленной частью следует сонатное allegro (своеобразная модификация старинного цикла типа «церковной сонаты» - sonata da chiesa). Строение тем быстрых сонатных частей (второй и четвертой), словно складывающихся из цепи кратких мотивов, также родственно музыке «доклассического» периода. Оркестр - традиционного маленького состава (струнные, два гобоя, две валторны). И, тем не менее, Симфония № 49 современна в лучшем смысле этого слова, потрясая необычайной силой драматического пафоса, глубиной и выразительностью музыкальных образов. Лейтинтонация «до - ре-бемоль - си-бемоль - до» слышна в начальных темах всех четырех частей, придавая циклу цельность и единство.

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника. Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер.

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа.

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять - пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру - в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» - А. Майкапар о «Карнавале животных»

Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.

«Карнавал животных» - цикл для двух фортепиано, струнного квинтета, флейты, кларнета и ксилофона, написан в 1886 году. Композитор дал ему название «Зоологической фантазии». Каждый из номеров цикла изображает какое-то животное. Особой популярностью в цикле пользуется «Лебедь». Поставленный балетмейстером М. Фокиным для Анны Павловой, этот музыкальный фрагмент цикла получил название «Умирающий лебедь». Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов. Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: 01 Королевский марш львов. 02 Курицы и петух. 03 Антилопы. 04 Черепахи. 05 Слоны. 06 Кенгуру. 07 Аквариум. 08 Персонаж с длинными ушами. 09 Кукушка в глубине леса. 10 Птичник. 11 Пианисты. 12 Ископаемые. 13 Лебедь. 14 Финал. Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ. "Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного - Лебедя - и назвали его "умирающим". "Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Но ирония судьбы в том, что композитор не собирался его печатать. Единственная пьеса из "Карнавала животных", которую Сен-Санс решил опубликовать, - "Лебедь". За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать "Карнавал". Кроме того, Сен-Санс боялся утратить репутацию "серьезного композитора". Однако, "Карнавал животных" был включён им в перечень сочинений, которые следует напечатать после его кончины. Необычен состав инструментов "Карнавала животных" Сен-Санса: флейта, фисгармония, ксилофон и челеста, 2 фортепиано, струнный квинтет. Композитор использует инструменты настолько ярко, что долгое время "Карнавал животных" был, чуть ли не лучшим "путеводителем по музыкальным инструментам". Пародирование характеров и образов средствами музыки появилось во Франции задолго до Сен-Санса и существует также и сегодня. Из предшественников Сен-Санса можем вспомнить Франсуа Куперена (и сюиту "Пышные празднества великой и древней корпорации менестрелей" из его пьес для клавесина. Музыка "Карнавала животных" Сен-Санса содержит множество аллюзий, намеков и цитат. Например, в пьесе "Черепахи" цитируется мелодия канкана из "Орфея в аду" Оффенбаха, но в медленном темпе. Пьеса "Курицы и петух" вызывает ассоциацию с "Курицей" Ж. Ф. Рамо. В пьесе "Слоны" контрабас проводит тему "Вальса сильфов" Гектора Берлиоза, но в изменённом характере. "Пианисты" указывают на минувшую эпоху, а также предвосхищают "Этюд для пяти пальцев по г-ну Черни" (один из "Двенадцати этюдов") Клода Дебюсси. И "Пианисты", и этюд имеют много общего, хотя Дебюсси не подозревал о существовании этой пьесы Сен-Санса. А в "Ископаемых" используется материал "Севильского цирюльника" Россини и "Пляски смерти" самого Сен-Санса.

По материалам сайтов http://music.tonnel.ru/ и Belcanto.ru

по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет