Все жанры джаза в одной сказке!
«Красная Шапочка в стиле блюз» — пример использования разных элементов джаза для характеристики героев известной сказки Шарля Перро. Автор и исполнитель мюзикла — преподаватель Московской консерватории, лауреат международных джазовых фестивалей, пианист, композитор — Григорий Файн.
Представление проходит с участием ансамбля «Звезды джаза»: труба, саксофон, тромбон, фортепиано, контрабас, ударные и вокал. Автор спектакля, ставит оригинальную задачу -рассказать эту сказку маленьким и большим зрителям языком джаза. Все музыкальные номера написаны в разных жанрах джазовой музыки. Важно и то, что автор, выступающий в ролях рассказчика и Волка, импровизирует текст. Это делает спектакль еще более интересным и живым, ибо есть доля непредсказуемости, которая всегда привлекает зрительский интерес. Все музыканты ансамбля «Звезды джаза» — импровизаторы. Помимо исполнения партитуры, в которой, как известно, все выписано от ноты до ноты, они своим импровизациями и свингом (основной ритм джаза) зажигают публику.
Зрители имеют шанс увидеть оригинальный вариант известной сказки, послушать яркие джазовые композиции и соло музыкантов, получить важную информацию об «Искусстве джазовой импровизации», о жанрах и стилях джаза и рок-музыки.
Григорий Файн
«Красная шапочка в стиле блюз»
«Красная шапочка в стиле блюз» — это сказка-импровизация на сюжет известной сказки Шарля Перро «Красная шапочка». Автор (Григорий Файн) ставит оригинальную задачу — рассказать эту сказку языком джаза. Все музыкальные номера написаны в разных жанрах джаза, о чем автор и сообщает маленьким и взрослым зрителям, которые заодно осваивают и «правила поведения» на джазовом концерте. Они аплодируют солистам после соло, подбадривая и настраивая их на взаимодействие между музыкантами и слушателями, хлопают, подчеркивая вторую долю. Такое взаимодействие создает атмосферу сотворчества зрителей и артистов. Все это важно для успеха спектакля в целом.
Важно и то, что автор, выступающий в роли рассказчика (и в роли Волка), импровизирует текст. Это делает спектакль еще более интересным и живым, ибо есть доля непредсказуемости, которая всегда привлекает зрительский интерес.
Все музыканты ансамбля под руководством Г. Файна — импровизаторы. Помимо исполнения партитуры, в которой, как известно, все выписано от ноты до ноты, они своим импровизациями и свингом (основной ритм джаза) «зажигают» публику.
Декорации в этом спектакле заменяет видеоряд (на экране) и некоторые атрибуты главных героев.
Минимум реквизита, тем не менее, не мешает зрителю окунуться в атмосферу происходящего. Публика, наверняка на 100 процентов знающая сюжет этой сказки, тем не менее, с интересом следит за главной сюжетной линией. И ее ждет сюрприз!
Кульминация спектакля, ситуация после известного диалога Волка и Красной шапочки (медленный блюз), разрешается оригинальным образом, что дает возможность исполнить последние три номера главным героям сказки вместе.
В итоге зритель имеет реальный шанс увидеть оригинальный вариант известной сказки, послушать яркие джазовые композиции и соло музыкантов, получить важную информацию об «Искусстве джазовой импровизации», о жанрах и стилях джаза и рок-музыки.
А главное, еще раз подумать о ВЕЧНОМ. Ведь сказка это всегда притча о жизни.
Мюзикл «Красная шапочка» был задуман композитором более 30 лет тому назад для того, чтобы ввести маленьких детей в мир джаза. Послушав его, невольно возникает сравнение с музыкальной сказкой С. Прокофьева «Петя и волк», при помощи которой юная аудитория знакомится с инструментами симфонического оркестра. Для композитора важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом.
Знакомая и любимая с детства каждому ребенку сказка Ш. Перро «Красная шапочка» превратилась в увлекательный джазовый концерт. Чтобы публика внимательно слушала музыку, композитор (исполняющий роль рассказчика, поющий вокальные партии Волка, Филина и играющий на фортепиано), предлагает ей следить за импровизациями музыкантов и аплодировать после исполнения сольных номеров.
Очень напевные, лирические и эмоционально-экспрессивные мелодии песен, слова которых также написаны композитором, звучат под аккомпанемент джазового ансамбля. В его составе: баритон-саксофон, тенор-саксофон, бас-гитара, барабан, фортепиано. В мюзикле много ярких, выразительных, написанных в джазовой манере сольных, ансамблевых и хоровых номеров.
Во вступлении звучит красивая, словно волшебная, музыка, открывающая мир сказки. По ходу развития сюжета в партиях всех героев сказки: Мамы, Красной шапочки, Бабушки, Волка, Филина, Охотников используются разные жанры джаза, названия которых композитор объявляет и комментирует их особенности. Нежностью и любовью проникнуты лирические песни Мамы: она радуется яркому летнему утру, солнцу. Первая — в жанре рок-баллады «Лето пришло». После неё звучит блестящая, ритмически эмоциональная импровизация саксофона, подчеркивающая джазовый колорит мюзикла. Мама напоминает дочери о дне рождения Бабушки: «Доченька, ступай скорее к бабушке». Эта песенка написана в ритме свинга. В жанре джазовой баллады (песенный жанр, имеющий общие черты с блюзом) звучит следующая песенка Мамы «В добрый путь, радость моя».
Красная шапочка — веселая, добрая девочка — поёт игривую песенку в жанре бразильской самбы «А я к бабушке иду, пирожки в своей корзине несу». Первая песенка Волка, свободного, но одинокого, жалующегося на свою жизнь, и в тоже время комичного персонажа мюзикла, звучит в жанре блюза «Живу в лесу я темном, живу в лесу огромном». Вторая — в жанре рок-н-ролла.
Кульминацией мюзикла является встреча Волка и Красной шапочки. Появляющиеся Охотники поют, пританцовывая в жанре хип-хопа (рэпа). Это быстрая ритмизованная речь, звучащая вместо пения «А мы по лесу идем, на плече топор несем». Есть в мюзикле и другие жанры джазовой музыки: джаз-вальс, кантри. В финале хор поет в ритме фокстрота «Хорошо жить на свете». Мюзикл получился очень увлекательным, понятным и познавательным. Он исполняется и в Самарской филармонии, и в других городах России.
«Музыка дает нам очень много, — говорит Файн: она помогает жить и надеяться на лучшее, чувствовать, что в жизни есть непреходящие ценности. Музыка способна врачевать наши души, она нас сближает, она является языком, который не знает границ. Мне повезло с гениальными учителями, с настоящими друзьями, которые живут по всему миру. Мне повезло с профессией — ведь быть музыкантом не так уж и плохо».