Оркестр Лундстрема, биг-бэнд без струнных, стал первым советским коллективом, исполнявшим подлинный оркестровый джаз.
Невероятно выразительное звучание оркестра, потрясающий ансамбль, яркая игра солистов оркестра, неповторимый стиль — все то, что отличает выступление коллектива! Оркестру имени Олега Лундстрема, наверно как никакому другому, свойственно удивительное сочетание потрясающей джазовой свободы и своего рода академизма. Это делает его одним из наиболее значительных классических биг-бэндов мира!
Оркестр Олега Лундстрема был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр, а имя Олега Лундстрема — как бессменного дирижера и руководителя оркестра в течение 65 лет.
Ещё в далёком 1932 году, когда в руки молодого Олега Лундстрема каким то невообразимым образом попала пластинка Дюка Эллингтона «DEAR OLD SOUTHLAND», началось его безумное увлечение джазовой музыкой. Слушая пластинки, он начал учиться джазу.
Через два года, Олег Лундстрем, со своими друзьями единомышленниками создаёт джазовый оркестр, в котором по всеобщему голосованию он становится руководителем. Тогда оркестр состоял всего из девяти музыкантов: две трубы ( одна из них- Алексей Котяков), два альт-саксофона, тенор саксофон ( любимый инструмент Игоря Лундстрема), тромбон, банджо с контрабасом, на которых играл Александр Гравис, барабаны, да фортепиано Олега Лундстрема.
В Харбине в 1935 году они завоевали необычайную популярность. Поначалу, музыканты просто «подхалтуривали» на вечеринках, балах и танцевальных вечерах, и лишь затем их начали транслировать по радио, где их оркестр объявляли как «Зелёный крокодил».
Однако, через какое то время многим русским семьям пришлось покинуть Китай из-за серьезных политических изменений. Олегу Лундстрему удаётся во время поездки в Шанхай договориться о первой постоянной работе коллектива в местном отеле «Янцзы», и это позволило всему оркестру перебраться в один из самых больших городов Китая. Известность в городе появилась довольно быстро и после работы в «Янцзы» оркестр приходит в болл-рум «Мажестик», который впоследствии становится элитарным болл-румом «Парамаунт», что и стало абсолютной вершиной популярности.
Оркестр выезжает на летние сезоны 1937 и 1940 годов в небольшой курортный городок Циндао, к тому времени оркестр объединяет уже 11 музыкантов. В голове Олега Лундстрема бродит идея исполнения русских песен в джазовой обработке. Он делает пробные аранжировки популярных песен И. Дунаевского «Песня о капитане», А. Вертинского «Чужие города», М. Блантера «Катюша» и все они тут же становятся весьма успешными. К оркестру присоединяются ещё 3 человека, а мастера импровизации Алексея Костякова, Игоря Лундстрема и Александра Грависа выдвигают в ряд лучших джазмэнов города. Выступление оркестра сопровождает танцевальное шоу, в котором принимали участие сёстры Андерсон, а солисткой, исполнявшей вокальные партии была красивая Нина Кэллан. В Шанхае оркестр Олега Лундстрема становится одним из лучших музыкальных коллективов. Недаром пресса назвала Олега Лундстрема- «Король джаза Дальнего Востока».
Все музыканты внутри коллектива находились помимо рабочих ещё и в тесных дружеских отношениях, быть может этим и объясняется такая популярность их музыки.
В послевоенные годы популярность биг-бэнда только растёт. Коллектив выступает в городском театре «Лайсеум», в Советском клубе и «Карлтоне». К тому времени биг-бэнд состоит уже из 19 музыкантов. По окончании Второй Мировой Войны в театре «Лансеум» проходил праздничный концерт, посвящённый этому великому событию. Специально для этого концерта Олег Лундстрем написал свое самое первое самостоятельное музыкальное произведение- «Интерлюдию», в котором он использовал интонации Рахманинова. Потом он напишет и пьесу под названием «Мираж», наполненную восточными мотивами.
К сожалению, вскоре после этого Олег Лундстрем понимает, что возможности творческого роста ансамбля в Шанхае уже исчерпаны- сильно обострилась политическая ситуация. В Китае идёт борьба с засильем всего иностранного и у биг-бэнда встаёт острый вопрос переезда. Единогласным решением всех музыкантов было решено вернуться на родину, в СССР.
Многие работники советского консульства намекали, что ситуация в социалистической стране такая, что оркестр может столкнуться с большими неприятностями, однако, это не убеждает романтиков и они возвращаются на разрушенную войной Родину. СССР довольно благосклонно принимает в 1947 году оркестр, включая всех членов семей музыкантов, к тому времени уже заканчивался террор в отношении «возвращенцев», из за которого погибло немало людей, вернувшихся ранее.
Из всех городов, предложенных музыкантам для проживания, была избрана Казань, поскольку там находилась консерватория, а музыканты мечтали о высшем музыкальном образовании. В самом начале творчества коллектива в СССР его хотели сделать полноценным государственным джазовым коллективом на территории Татарской АССР. Однако, вскоре наши политики решают, что джаз советским людям не нужен и весь коллектив расформировывают по различным оркестрам кинотеатров и оперный театр. Олег Лундстрем приходит в качестве скрипача в театр Оперы и Балета, а уже в 1948 году, осенью совместно с многими приехавшими музыкантами поступает в консерваторию.
На счастье, композитор А. С. Ключарев был в то время художественным руководителем в Татарской государственной филармонии. Именно он по достоинству оценил музыкальные возможности коллектива Лундстрема и предпринял всё возможное, для того. чтобы ансамбль не распался. Он позволил музыкантам давать в Казани и окрестностях города небольшие разовые концерты. Олег Лундстрем делал замечательные обработки советских шлягеров и народных татарских песен и из них составлял основную программу концертов.
Целая серия пьес талантливых татарских композиторов в джазовой обработке Лундстрема была записана в 1955 году на грампластинки и радио. Благодаря директору Татарской Государственной филармонии М. Ф. Боголюбову, худруку А. С. Ключареву и режиссёру И. С. Петровскому ансамбль даёт целую серию концертов в Казанском драматическом театре, которые прошли с огромным успехом, и позволили московским концертным организациям обратить внимание на джазбэнд.
Переговоры о концертной деятельности ансамбля, в которых большую роль сыграл первый директор биг бэнда М. И. Цын прошли весьма успешно. Организаторские способности М. И. Цына сделали возможным создание в 1956 году концертного эстрадного оркестра в рамках ВГКО( позднее Росконцерта) под управлением всё того же Лундстрема. С этого момента началась грандиозная гастрольная жизнь коллектива.
Даже в тяжелые перестроечные времена, когда интерес к джазу на фоне засилья поп культуры в СССР был утерян, оркестру удалось пройти через всю тяжёлую экономическую и политическую обстановку в обществе и продолжить свою работу. В смутном 1989 году директором коллектива становится Александр Брыксин, именно он поддерживал музыкантов морально.
В переломный для России 1991 год в оркестр приходит Владислав Кадерский в качестве второго дирижёра. Он готовит очень интересные концерты, включающие программу, которая была посвящена юбилею Каунта Бэйси, также в концерты были включены выступления джазовой вокалистки Деборы Браун. В течении 3 лет Кадерский абсолютно бескорыстно спонсировал работу коллектива.
Коллектив Лундстрема стал в 1998 году самым первым джазовым ансамблем, который выступил на сцене Большого зала Московской консерватории. Получив предложение от директора коллектива Александра Брыкина в 2003 году, главным дирижером оркестра становится Георгий Гаранян, в этом качестве он работает до конца августа 2006 года.
Оркестр объездил с концертами практически весь мир, часто представляя лицо российской культуры за границей.
Оркестр Олега Лундстрема является настоящей кузницей популярных артистов- такие его вокалисты как Ирина Отиева, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская, Ирина Понаровская, Валерий Ободзинский стали настоящими звёздами эстрадной музыки.
За 70-летнюю работу оркестр исколесил более полутысячи городов нашей Родины и десятки городов за рубежом, провел более 10 тысяч концертов. Записано огромное количество пластинок с джазовой музыкой.
Оркестр до сих пор не закончил писать свою длинную историю, и это еще раз подтверждает тот факт, что настоящую джазовую музыку не возможно затмить никакой другой- она будет жить вечно в душах её ценителей.
С апреля 2007 года художественным руководителем и главным дирижёром Государственного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема является Заслуженный артист России, член Союза композиторов России Борис Фрумкин.
Музыкальная карьера Б. Фрумкина связана с легендарным ансамблем «Мелодия», в котором он с 1973 года был пианистом и аранжировщиком, а с 1982 и до конца существования ансамбля в 1992 году — художественным руководителем и дирижёром.
С 1996 года Б. Фрумкин живёт в Германии.
Он постоянный участник джазовых концертов, как солист и со своим трио Б. Фрумкин выступал на дюссельдорфских фестивалях джаза «Джаз Ралли 99» и уже как руководитель оркестра им. Олега Лундстрема — «Джаз Ралли-2007».
Борисом Фрумкиным написана музыка ко многим радиоспектаклям и телешоу. Он автор музыки к нескольким художественным кинофильмам.
Как пианист, Борис Фрумкин обладает уникальным по красоте звуком, что неоднократно отмечали многие известные музыканты. В октябре 2006 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского с большим успехом прошёл концерт джазового трио Б. Фрумкина и камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением и при участии Юрия Башмета.
Мари Карне — 19-летняя темнокожая московская певица, которую называют российской Эллой Фицджеральд. Стаж ее концертной карьеры — всего три года. А началась она с момента, когда молодую вокалистку заметила композитор Александра Пахмутова. Ее привлекли сильный голос и интересный тембр Мари Карне. С тех пор певица с удовольствием исполняет композиции Пахмутовой.
Мари Карне исполняет музыку разных жанров, но как профессионал все же предпочитает классику, поскольку считает, что сегодня очень мало качественного вокального материала.
«Я очень люблю Чайковского, классическую музыку очень люблю. Не знаю, мне кажется, каждый музыкант должен это признавать. Песни любимой нет, мне нравится исполнять песни хороших композиторов, потому что, я считаю, сейчас очень мало действительно хорошего вокального материала», — сказала певица Мари Карне.