Программа концерта:
I отделение
- П.А. Локателли. Кончерто Гроссо до-минор. Ор1 №2
- Ф. Джеминиани. Кончерто Гроссо №12 ре-минор «La Folia»
- Г.Ф. Гендель. Кончерто Гроссо Ор.6 № 7 си-бемоль мажор
II отделение
- В.А.Моцарт. Квартет №15 К.421 ре-минор
- В.А.Моцарт. Серенада (Serenada Noturna) kv 239
- Для двух маленьких оркестров
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки»
Художественный руководитель - Татьяна Гринденко.
Ансамбль был создан в 1982 году известной скрипачкой, лауреатом международных конкурсов Татьяной Гринденко. С первых же выступлений музыканты показали себя коллективом универсальных возможностей, способным решать самые сложные и разнообразные исполнительские и творческие задачи.
С 1987 года ансамбль входит в состав Московской филармонии.
«Академия...» была одним из пионеров традиции аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране. Сегодня, спустя 30 лет, «академисты» остаются верны этой манере, играя на старинных инструментах с использованием барочных смычков, главное же - со свойственным им мастерством и вдохновением передавая дух и смысл музыки далеких эпох: Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича и многих других авторов того времени.
Начиная c 1990-х годов, репертуар «Академии...» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями В.Мартынова, И.Соколова, А.Бакши и других современных композиторов, увидевших в творчестве коллектива возможности для воплощения своих оригинальных замыслов.
Выступления во многих странах мира, на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Н.Арнонкур, М.Борнус-Щетинский, И.Графенауэр, Д.Джеймс, Г.Кремер, М.Таккер, Р.Холл, Т.Цеетмайр, А.Штайер, Х.Янушевска и др., принесли ансамблю мировую славу.
«...Ансамбль произвёл впечатление тщательно отобранной и мастерски выверенной группы музыкантов. Звук «Академии» был подобен звону серебра, а её участники, казалось, обладали сверхъестественной способностью понимать друг друга без слов. Татьяна Гринденко, организатор и лидер этого великолепного ансамбля, была несомненной примадонной в течение всего выступления. Публика ответила нескончаемыми аплодисментами и просьбами "бис"...» («Klagenfurt», Австрия).
«Академия старинной музыки» участвовала в мировых премьерах оперы В.Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «САКРО-АРТ» (Локкум, Германия, 1997); оперы Б.Галуппи «Король-пастух» (Il Re Pastore), которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссёр А.Васильев, композитор В.Мартынов, Москва, 1999, к 200-летию А.С.Пушкина). Т.Гринденко - музыкальный руководитель этих постановок.
«Татьяна Гринденко как раз из тех музыкантов, которые не только исполнители, но и виртуозные кураторы своих концертов. Подбор музыки у нее - авторская работа, в которой она создает оригинальный контекст, заставляя отдельные пьесы говорить друг с другом» («Коммерсантъ»).
В 1999 на базе ансамбля «Академия старинной музыки» Татьяна Гринденко создаёт ансамбль «Opus Posth.», специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство». В основе его деятельности - концепция композитора Владимира Мартынова, определившая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации, в которой на смену традиционной композиторской и исполнительской деятельности приходит новое пространство для музицирования, не вписывающееся в какие-то определённые жанровые рамки. В нём объединяются поэзия, музыка, видео-арт, инсталляции...
Ансамблем осуществлён ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песня песней» и другие. В 2004 «Opus Posth.» участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленный Ю.Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой В.Мартынова) и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» («Чудесная дуда»), поставленном «Маленьким мировым театром» в Театральном центре на Страстном (режиссер Е.Поспелова, музыкальный руководитель Т.Гринденко). В 2006 с участием «Opus Posth.» поставлена опера Е.Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссёр И.Эпельбаум, Москва).
В репертуаре коллектива музыка Д.Адамса, Ч.Айвза, А.Батагова, С.Гербера, Ф.Гласса, Л.Десятникова, П.Дрешера, С.Загния, Г.Зайготта, Г.Канчели, П.Карманова, Дж.Кейджа, А.Кнайфеля, Я.Ксенакиса, В.Мартынова, М.Наймана, Г.Пелециса, А.Пярта, Т.Райли, С.Райха, В.Сильвестрова...
Ансамбли «Академия старинной музыки» и «Opus Posth.» имеют многочисленные записи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag & CCn'C RECORDS, Wergo Deutsche Grammophon, Opus 111 и др.
Страница ансамбля на сайте Московской государственной академической филармонии
МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ СОЛИСТОВ "АКАДЕМИЯ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ"
Ведущий российский ансамбль "Академия старинной музыки" был основан в 1982 году Татьяной Гринденко, его солисткой и бессменным художественным руководителем. Это был первый ансамбль, играющий барочную музыку на аутентичных инструментах с использованием барочных смычков. Татьяне Гринденко присвоено звание "Народная артистка России" за художественное руководство ансамблем и выступления в качестве солистки.
В настоящее время "Академия старинной музыки" является всемирно известным коллективом Московской Государственной Академической Филармонии и насчитывает 12 исполнителей. В состав ансамбля входят скрипки, альты, контрабас, виолончель, а также привлекаются вокальные исполнители.
Основным акцентом ансамбля является исполнение европейской и русской музыки эпохи Возрождения и Барокко на аутентичных инструментах. Репертуар оркестра включает музыку более 50 композиторов, таких как Монтеверди, Перголези, Джеминиани, Корелли, Телеманн, Люлли, Галуппи и Фукса. Ансамбль также исполняет произведения современной авангардной музыки, таких композиторов как В.Мартынов, А.Пярт, И.Соколов, П.Карманов и других, некоторые произведения созданы специально для исполнения "Академией старинной музыки".
Незабываемые программы "Академии старинной музыки" представляются на постоянной основе на самых престижных фестивалях аутентичной музыки во Франкфурте, Шлезвиг-Гольдштейне, Бремене, Берлине, Утрехте, Бостоне, Турине, Стокгольме, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Риге, Баку и во многих других городах мира.
В последние годы в рамках международных проектов Татьяной Гринденко были осуществлены две мировые премьеры: опера "Il Re-Pastore" ("Король-пастух") итальянского композитора начала 18-го века Б.Галуппи и опера "Упражнения и танцы Гвидо" композитора конца 20-го века В.Мартынова.
Ансамблем "Академия старинной музыки" записано множество пластинок и компакт-дисков на таких известных студиях как "Мелодия". "Ondine", "Opus 111" и других.
Уникальные программы Татьяны Гринденко и "Академии старинной музыки" позволяют познакомиться с русской музыкальной школой, с лучшими образцами не только старинной музыки, но и с современной русской музыкой.
Источник фото