В прошлом году выдающийся пианист-виртуоз Мацуев дал очень высокую оценку нашему филармоническому оркестру, попутно посетовав, что оркестр камерный и с ним не показать больших произведений, к примеру, Рахманинова. «Но мы обязательно что-нибудь придумаем», - обнадежил он тогда. И придумал!

Фото: Льва Федосеева.

Эверест камерного репертуара

Но обо всем по порядку. В третий раз Мурманская областная филармония, а через прямую видеотрансляцию и любители музыки по всей области приняли участие в музыкальном празднике. На Кольской земле вновь гостил фестиваль «Денис Мацуев представляет: Диалог поколений». Тема этого года - Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского.

Фото: Льва Федосеева.

Традиционно фестиваль проводится в течение трех дней и знакомит слушателей как с мастерами музыкальной сцены, так и с новыми поколениями исполнителей. В минувшую среду первой на сцену вышла скрипачка Стефания Поспехина.

Фото: Льва Федосеева.Стефания Поспехина.
Стефания Поспехина.

- Это просто открытие прошлого года. У меня появился новый конкурс, который проходит на Ямале, в Салехарде. Он называется «Симфония Ямала», и в нем принимают участие пианисты, скрипачи и виолончелисты. Стефания Поспехина влилась в наше трио Чайковского, которое является Эверестом во всем репертуаре камерной музыки, - рассказал Денис Мацуев, уже предваряя следующий концерт, где запланировано фортепианное трио Чайковского «Памяти великого художника».

Напомним, это произведение Мацуев уже исполнял в Мурманске два с половиной года назад вместе со скрипачом Гайком Казазяном и виолончелистом Александром Раммом, вновь приехавшим на фестиваль.

Фото: Льва Федосеева.

Стефания Поспехина - представительница известной московской династии танцовщиков и балетмейстеров. Она также с детства занималась балетом, но, услышав в четыре с половиной года скрипку во «Временах года» Вивальди, заболела этим инструментом. Именно «Зиму» и «Весну» Вивальди - беспроигрышные хиты мировой классики - Стефания исполнила перед северянами.

Фото: Льва Федосеева.

- С мурманским оркестром приятно работать - замечательные музыканты. И еще очень нравится, что он камерный. С такими коллективами я выступаю реже, так что это хороший опыт. С камерным оркестром мне даже больше понравилось играть, потому что атмосфера очень приятная, - поделилась Стефания Поспехина.

Весь спектр эмоций и звуков

Ряд любимых музыкальных опусов продолжил Александр Рамм - лауреат XIV конкурса имени Чайковского, в прошедшем году удостоенный премии президента России. Хотя ему нет и сорока (а выглядит он еще моложе), Александр Рамм уже уверенно занял достойное место среди лучших виолончелистов мира. В Мурманске он исполнил вместе с нашим филармоническим оркестром «Вариации на тему рококо» Чайковского.

- Первый раз, когда я сюда приезжал, это далекий 2013 год, еще до реконструкции. В 2022 году вместе с Денисом Леонидовичем мы играли в составе трио. Снова сыграть на этой сцене после реконструкции - одно удовольствие. Акустика и внешний вид зала просто замечательные. И, конечно же, удовольствие играть с такими замечательными музыкантами - с вашим камерным оркестром, - поделился Александр Рамм.

В первый вечер в его исполнении прозвучали «Вариации на тему рококо» Чайковского для виолончели с оркестром. Александр Рамм подчеркнул, что Чайковский - это «наше все», а «Вариации» назвал произведением емким и ярким, позволяющим показать весть спектр эмоций и звуков, которые способна издавать виолончель.

Фото: Льва Федосеева.Александр Рамм.
Александр Рамм.

Кстати, вопреки распространенному мнению, будто больше всего ценятся старинные инструменты, сработанные в итальянской Кремоне представителями знаменитых семейств Амати, Страдивари или Гварнери, Александр Рамм играет на виолончели, сделанной современным мастером. Правда, живет Габриэль Жебран Якуб... в Кремоне! Воздух там, что ли, такой особенный? Во всяком случае, меня просто поразил глубокий насыщенный голос виолончели Рамма.

Нашим оркестром вновь, как и в марте 2024-го, дирижировал Иван Никифорчин. В минувшую субботу ему стукнуло 30. Несмотря на возраст, это один из самых востребованных музыкантов. Судите сами: основатель, художественный руководитель и главный дирижер Академии русской музыки, преподает в Московской консерватории (притом что лишь пять лет назад ее закончил), а с августа прошлого года еще и художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра. Плюс активнейшая концертная деятельность.

А еще Иван Никифорчин очень улыбчивый, оптимистичный и обаятельный человек. Он однозначно может считаться любимцем заполярной публики: его яркая эмоциональная манера дирижирования, полная отдача исполняемому произведению кого угодно влюбляют в себя моментально. Так что вновь увидеть его в Мурманске - большая удача.

Фото: Льва Федосеева.

Артистов заряжает публика

Подлинным украшением вечера стала солистка Михайловского театра Валентина Феденева. В исполнении ее сопрано красивейшего тембра прозвучали произведения Моцарта, Баха и Каччини. Голос Валентины Феденевой обладает каким-то магическим, чуть ли не гипнотизирующим свойством. «Аве, Мария» Каччини в ее исполнении просто завораживает.

Фото: Льва Федосеева.Валентина Феденева.
Валентина Феденева.

- Несмотря на климатическую суровость, мне кажется, здесь люди намного теплее, - поделилась Валентина Феденева своими первыми впечатлениями от Заполярья. И выразила надежду когда-нибудь увидеть китов и северное сияние.

Фото: Льва Федосеева.

Говоря о концертной программе, вокалистка отметила, что с камерным оркестром хотелось спеть что-то изысканное, утонченное, духовное. Поэтому выбор пал на произведения Баха, Моцарта и Каччини:

- Мне кажется, эта музыка достойна того, чтобы люди вкушали и одухотворялись вместе с нами. Здесь неожиданно приятный зал. Он такой атмосферный, уютный. Шикарная акустика, где может прозвучать пианиссимо. И еще есть орган. Надеюсь в следующий приезд спеть уже вместе с органом. Но Мурманский камерный оркестр прекрасно справляется со своей задачей.

Фото: Льва Федосеева.

Самым молодым участником первого дня фестиваля стал 13-летний Владимир Карякин. Совсем недавно, в декабре, он завоевал «Золотого Щелкунчика» на XXV Международном конкурсе молодых музыкантов. Хорошо помню телетрансляцию, когда он в финале играл знаменитый Второй концерт Рахманинова. Заполярных зрителей он порадовал Первым концертом Шопена, сыграв его первую часть весьма уверенно и профессионально.

Фото: Льва Федосеева.Владимир Карякин.
Владимир Карякин.

- Выступать на этом фестивале на одной сцене с такими прекрасными музыкантами - это мотивация все лучше выучить и сыграть, чтобы показать свою работу. Меня очень заряжает публика. Каждый концерт для меня - это праздник, позволяющий показать, чему я научился, и доставить удовольствие людям, - сказал юный артист.

Фото: Льва Федосеева.

- Каждый, кто приезжает с нами, - это выдающееся явление. Название нашего фестиваля очень точно отображает то, что происходит на сцене, - как совсем юные, так и уже маститые музыканты играют лучшее, что у них в данный момент на душе, - резюмировал Денис Мацуев.

Вечная музыка Шнитке

Ну а сам мэтр в финале первого дня фестиваля исполнил Концерт для фортепиано с оркестром Альфреда Шнитке - произведение запредельного эмоционального накала. Вдобавок очень сложное для исполнения. Оно написано в 1979 году и посвящено выдающемуся пианисту Владимиру Крайневу, ставшему его первым исполнителем.

Фото: Льва Федосеева.За роялем Денис Мацуев.
За роялем Денис Мацуев.

- Здесь все-таки камерный оркестр, поэтому репертуар ограничен, но, тем не менее, опять ощущение послевкусия. Иван Никифорчин, который работал с этим замечательным коллективом, подготовил очень интересную интерпретацию. Вовлеченность каждого из музыкантов очень нас всех заряжает, - убежден Денис Мацуев.

Фото: Льва Федосеева.

Он напомнил, что фортепианный концерт Альфреда Шнитке написан как раз для камерного струнного оркестра:

- Как кстати все сошлось! Я обожаю этот концерт, объездил с ним, может быть, стран тридцать. Мы записали его с двумя знаменитыми коллективами мира - Венским и Берлинским камерными оркестрами. Музыка Шнитке вечна, это великий композитор, наш гениальный современник.

Фото: Льва Федосеева.

По мнению музыканта, этот концерт производит очень сильное впечатление даже на «немеломанскую» публику:

- Были случаи, когда после ко мне подходили слушатели и ошеломленно говорили, что их прижимало к креслу, у них появлялись слезы и страх внутри. Это выдающийся концерт. Даже с элементами джаза внутри, там есть много внутреннего смысла, как и во всей музыке Шнитке. Очень рад, что приехал именно с ним.

Фото: Льва Федосеева.

И маэстро оказался абсолютно прав. Музыка Шнитке, особенно, когда энергия концерта помножена на фантастическую энергию самого исполнителя, и правда вжимает в кресло. Невероятный накал эмоций, чуть ли не физическая боль, грозный рокот рояля, похожий на рык неведомого механического чудовища, почему-то вызвали в памяти строку Мандельштама: «Мне на плечи бросается век-волкодав». В общем, переживание сильнейшее.

Фото: Льва Федосеева.

Словно желая чуть снизить эмоциональный накал, на бис Денис Мацуев исполнил шедевр Шопена невероятной красоты - вальс № 7. При этом не упустил возможности продемонстрировать «Мацуиссимо» - запатентованный самый быстрый музыкальный темп, как пояснил сам музыкант. Кстати, слово «Мацуиссимо», образованное по аналогии с «пианиссимо» или «фортиссимо», вышито на спине свитшота, который был на нем во время разговора с прессой.