Невероятно разноплановыми произведениями был отмечен второй день проходившего в Мурманске фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» (о первом «Вестник» рассказывал позавчера). В полном соответствии с названием северяне увидели представителей разных поколений на сцене. Среди исполненных произведений этот диалог был также подчеркнут.
«Малосольный» концерт
Вначале прозвучало фортепианное трио ля-минор Чайковского «Памяти великого художника». Почти два с половиной года назад Денис Мацуев уже исполнял его в Мурманске. Тогда в составе трио с ним выступили скрипач Гайк Казазян и виолончелист Александр Рамм. Нынче партию скрипки исполнила Стефания Поспехина, победитель первого международного конкурса «Симфония Ямала», прошедшего под художественным руководством Дениса Мацуева.
- Она влилась в наше трио Чайковского, которое является Эверестом во всем репертуаре камерной музыки, - так охарактеризовал его Денис Мацуев.
Петр Ильич Чайковский создал это произведение в память о своем друге пианисте Николае Рубинштейне, будучи уже зрелым 42-летним мастером.
Лишь 20 лет было юному выпускнику Лейпцигской консерватории норвежцу Эдварду Григу, когда он написал цикл «Поэтические картинки». Шесть пьес для фортепиано вдохновлены любовью к родине, красотой норвежской природы. Этот цикл Денис Мацуев исполнил уже сольно во втором отделении концерта. Сам он из-за наличия в начале трио в шутку назвал концерт «мало сольным» или даже «малосольным».
Завершила программу Восьмая соната, написанная Сергеем Прокофьевым в возрасте 53 лет, - это я опять о диалоге поколений. Наш великий пианист Святослав Рихтер считал ее самой богатой из прокофьевских сонат: «В ней сложная внутренняя жизнь с глубокими противопоставлениями. Временами она как бы цепенеет, прислушиваясь к неумолимому ходу времени. Соната несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства - как дерево, отягченное плодами». А Денис Мацуев назвал ее самой монументальной в творчестве композитора.

В темпе «Мацуиссимо»
Действительно, зрители несколько оцепенели от монументальности этого произведения, лишь после некоторой паузы начав аплодировать. Но, похоже, Денис Мацуев умеет нажимать не только на фортепианные клавиши. Он знает некие потаенные кнопки человеческой души, с помощью которых можно управлять эмоциями зала.
После «тяжелой» Восьмой сонаты, выступая уже на бис, Мацуев сел к роялю и вновь заиграл. Божественной красоты звуки совершенно волшебной «Мелодии» Кристофа Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» враз сняли напряжение и погрузили всех в невероятный эйфорический транс.
Но Денис Леонидович не был бы собой, если бы такими расслабленными нас и отпустил по домам. Вот уж дудки! Вторым номером на бис он, если вспоминать Булгакова, «урезал» невероятную джазовую импровизацию, в которой угадывались мелодии того же Грига из «Пер Гюнта» - песня Сольвейг, а к финалу пианист какими-то удивительными виражами вырулил в «Пещеру горного короля», которая в неистовом темпе «Мацуиссимо» и завершила концерт, вызвав столь же неистовую овацию.
Такие разные мальчишки
Третий день фестиваля был отдан самым молодым участникам «Диалога поколений». За фортепиано поочередно садились четверо юношей, или, пожалуй, лучше сказать - мальчишек. Впрочем, у каждого из них уже ого-го какой солидный арсенал наград самых престижных конкурсов. Многие меломаны знакомы с этими ребятами по телетрансляциям, поэтому зал филармонии был практически полон, и юные пианисты зрительских ожиданий не обманули.

Они удивительно разные! Кстати, среди них нет ни одного москвича. Улыбчивый, интеллигентный и скромный, но знающий себе цену 13-летний воронежец Владимир Карякин в прошлом году стал обладателем «Золотого Щелкунчика». В концерте он продемонстрировал свое незаурядное владение техникой, исполнив Венгерскую рапсодию № 13 Листа, прелюдию «Фейерверк» Дебюсси и две прелюдии Рахманинова, включая знаменитый шедевр - Пятую соль-минорную.

Быть интровертом в густонаселенном Китае, наверное, испытание не из легких. 18-летний Жуй Мин, как и Стефания Поспехина, - обладатель Гран-при конкурса «Симфония Ямала». Уроженец города Цзинань - самый старший из четверки. Он даже на поклоны выходил не к рампе, как остальные, а вставал позади фортепианной банкетки, словно пытаясь хотя бы такой эфемерной преградой отгородиться от людей. А играл он также Рахманинова - «Этюд-картины для фортепиано, соч. 33». И играл блистательно, будто сражаясь и споря с роялем как с мощным, но уважаемым соперником.


В солнечном Сочи почти 14 лет назад родился Владимир Рублев, лауреат IV Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition. Выглядит он как настоящий аристократ - безукоризненно воспитанный, чуть отстраненный от мирской суеты, ни дать ни взять юный британский лорд. В репертуаре ученика всемирно прославленного пианиста Бориса Березовского вальсы Штрауса и Листа. Володя исполнил их с прямо-таки аристократическим изяществом. Его манера игры напоминает диалог с роялем, юный пианист будто все время прислушивается, о чем поет ему этот дивный инструмент.


«Щелкунчик» на рояле
По неписанным правилам финал любого концерта - гвоздь программы, который доверяют «забить» самым-самым. В нашем случае это, наверное, один из наиболее известных в стране юных артистов, лауреат IV Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, уроженец Ставрополя Елисей Мысин. Он еще пятилетним крохой произвел фурор, выступив в финале телевизионного конкурса «Синяя птица» в далеком уже 2016 году.
Сейчас ему 14, он ученик Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, обучающийся в классе выдающейся пианистки Наталии Трулль, а еще постоянный участник проектов Дениса Мацуева и концертирующий артист. Об этом Елисей рассказал в коротком эксклюзивном интервью, которое дал корреспонденту «Мурманского вестника» сразу по окончании концерта.

- Устал? - сочувственно спросил я, начиная разговор.
- Конечно. Я первый раз играл эту сюиту, она очень сложная. Конечно, не все удалось, что хотелось. Буквально пару дней назад я ее доучил, поэтому для первого раза, думаю, не так плохо, - оценил свое выступление Елисей.
А играл он сначала ноктюрн Листа «Женевские колокола» из цикла «Годы странствий», проникнутый тончайшим лиризмом, который юный музыкант передал с трепетной нежностью. Сюита же, о которой шла речь, - фортепианное переложение музыки Чайковского к балету «Щелкунчик», сделанное нашим выдающимся пианистом, дирижером и композитором Михаилом Плетневым, по праву считающимся лучшим в мире интерпретатором Чайковского.
И опять о диалоге поколений. На момент написания «Щелкунчика» Чайковскому было за 50, премьера состоялась за год до его смерти. Плетнев сделал переложение еще совсем молодым, 20-летним. Ну а 14-летний Елисей Мысин сыграл гениальную музыку с полным эмоциональным погружением в материал, заслужив овацию зала и многочисленные крики «браво».

Стихи учить сложнее
Продолжая разговор, я поинтересовался у Елисея, как он готовится к выступлениям, волнуется ли.
- Перед выступлениями вообще не волнуюсь. Правда, если что-то очень важное... Несколько дней назад в первый раз играл в Большом зале Московской консерватории - там, конечно, было огромное волнение, потому что такой зал великий, - ответил он.
На вопрос о том, трудно ли учить музыкальные произведения по сравнению, например, с заучиванием стихов в школе, Елисей не задумываясь сказал, что музыку ему учить гораздо легче. Отметил также, что его педагог Наталия Трулль временами бывает строгой, но тут же добавил, что учеба не может быть без этого:
- Мы довольно быстро нашли с ней общий язык и хорошо коммуницируем.

А еще он признался, что очень любит путешествовать. Благо талант и востребованность уже позволили ему побывать в очень многих странах. Из недавнего - Франция, Италия, США. Через неделю будет играть «Щелкунчика» в далеком Сингапуре.
- Мне очень нравится изучать историю мест, куда приезжаю, ходить по достопримечательностям, музеям, - поделился Елисей.
Как и любой подросток, он любит просто гулять, а также играть в компьютерные игры.

Напоследок я задал провокационный вопрос, когда, говоря о будущем, Елисей упомянул поступление в консерваторию:
- А зачем тебе консерватория? Ты и так уже все умеешь.
Елисей обстоятельно рассказал о важности изучения гармонии, сольфеджио, в общем, о необходимости теоретической базы для практических навыков. Кроме того, он честно признался с несвойственной для его возраста мудростью:
- Не все произведения я сейчас могу сыграть. Чтобы их сыграть, нужно пережить моменты, которые заложены в этой музыке.