На прошлой неделе в областной филармонии был аншлаг. В просторный светлый зал зрителей привлекли маэстро Владимир Спиваков, руководимый им Национальный филармонический оркестр, певица Хибла Герзмава. Впрочем, привлекли не только знаменитые имена, но и программа. Она получила название «Я люблю тебя, жизнь!» - по легендарной песне Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина, ставшей одним из символов советской эпохи.
Впитано с детства
Наш народ помнит подвиг своих предков, чтит его на протяжении уже почти 80 лет. И песни войны волнуют нас так же, как они волновали бойцов на фронте и тех, кто потом восстанавливал страну. А тут такая возможность - услышать с детства знакомые слова и мелодии. Не за столом, не по телевизору, а в зале, в исполнении Хиблы Герзмавы и Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. И впитанные с младенчества «На безымянной высоте», «Эх, дороги», «Сережка с Малой Бронной», «От героев былых времен», «Мы за ценой не постоим» зазвучали совсем иначе.
Впрочем, у музыкантов эмоций было не меньше.
- В первую очередь я хотел бы поблагодарить Андрея Чибиса: это был первый губернатор, который мне написал письмо поддержки. Я его получил и тотчас же отправил ответ, что все будет сделано для того, чтобы концерт состоялся, - сказал Владимир Спиваков перед началом концерта. - Эта программа - «Программа сердца», того, что лежит в душе каждого человека, который родился в СССР, в России. Это память о наших дедушках, бабушках, родителях, тех, кто погиб. Все, что можно было вложить в эту программу, мы вложили. Всю свою душу. Хотелось сделать по-настоящему, так, как это должно быть. Потому что мы - Национальный филармонический оркестр России. Очень многие плакали, когда слышали наше исполнение. Даже сегодня я взял программу, и у меня до сих пор сердце стучит, не может остановиться. Я должен прийти в себя. Это не просто слова, это кровь. Это любовь, потеря близких, 125 граммов хлеба, повозки с мертвецами... Все перед глазами. Страдания человеческие. И Победа. Она должна быть. Я вам все сказал, остальное вы услышите на сцене. Мы так же дрожим, как и пули в полете.

В расцвете таланта
И собравшиеся в зале испытали те же чувства. Зазвучало «Вставай, страна огромная» - мы стали подниматься с мест. Это невозможно слушать сидя. Тем более в наши дни, когда на границах снова гроза. Полились другие знакомые песни - мы, утирая слезы, аплодировали. Только послышались первые ноты «Дня Победы» - снова встали и не могли перестать аплодировать. Это была какая-то магия, на полтора часа зал словно превратился в единый организм.
- Нам с Владимиром Теодоровичем показалось, что дать концерт 9 Мая недостаточно, - рассказал директор Национального симфонического оркестра России Георгий Агеев. - И мы вспомнили, что 20 лет назад был уникальный проект Дмитрия Хворостовского, когда он со сводным оркестром под управлением Константина Орбеляна и программой «Песни великой Победы» выступил не только в Москве, в Кремлевском дворце, но и дал порядка 50 концертов по всей стране. Программа вызвала огромный отклик. Она оставила след в российской культуре, ведь исполнялась не только в филармонических закрытых залах, она исполнялась на площадях крупнейших городов России, собрала десятки тысяч человек. Это был общенациональный проект.
Естественно, встал выбор вокалиста для новой программы. Как признался Георгий Агеев, рассматривались не только оперные певцы, но и поющие драматические актрисы:
- Нужно было найти исполнителя, который сегодня представлял бы собой такую же ценность для российской и мировой культуры, как Дмитрий Хворостовский. И в этом смысле альтернатива была очень проста. Только Хибла Герзмава. Она находится в невероятном расцвете своего таланта - с потрясающим звучанием голоса, необыкновенной харизмой и общенародной популярностью благодаря не только телепроектам, но прежде всего тому, что является ведущей оперной солисткой одновременно Большого, Мариинского театров и театра Станиславского и Немировича-Данченко. Мы подумали, что именно она может спеть. Причем спеть, используя не только свой оперный потенциал, фантастический голос, но и свою необыкновенную душевность, актерские данные, которые требуют чрезвычайно тонкого применения.
Патриотический тур начался 7 марта. Музыканты выступили в Калуге и Нижнем Новгороде. Мурманск стал третьим в гастрольном графике. Его, к слову, составляли таким образом, чтобы включить города-герои, города воинской и трудовой славы.

Тронуть душу каждого
Не менее щепетильным был и подход к выбору репертуара. Военных песен у нас очень много, ни одна программа их не сможет вместить. И после долгих размышлений родился даже не концерт, а почти музыкальный спектакль.
- Мы включили в программу кадры военной хроники, сделали два ролика, которые открывают и закрывают концерт, - как настоящий режиссер Георгий Агеев пояснил сценарий. - Задействован и голос Спивакова, который читает два важнейших для него произведения. Мы выстроили определенную драматургию. «До свидания, мальчики» - о начале войны. «Эх, дороги» - с чего начиналась война, потом песни, выражающие чувства людей, которые ее пережили. Одна из самых сильных, которую я люблю больше других, - «Мой милый, если б не было войны» Марка Минкова, ее исполняла Валентина Толкунова. Это ж с ума сойти можно, какой в ней смысл: у человека убили всех - любимого, потом детей, которые могли родиться. «Никто калитку стуком не тревожит, и глохну я от этой тишины». На меня это действует чрезвычайно. И в программу мы выбирали не пафосные, маршеобразные песни, а те, которые глубоко трогают душу каждого.
Список не будет меняться на всем протяжении тура. С единственным исключением: в Сталинграде, где оркестр и Хибла Герзмава выступят 9 Мая, он пополнится произведением Александры Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишина».
- Это будет самый эмоционально значимый для нас концерт, - добавил директор оркестра. - Признаюсь, я сам эту песню впервые услышал не так давно. Остальные, уверяю вас, вы знаете с первой ноты - и каждое слово. Если не знаете, значит, плохо были воспитаны.

Со всей силой и мощью
И это действительно так. Слова слушатели знали, но подпевать пытались немногие - настолько все были впечатлены мастерством оркестра и Хиблы Герзмавы. Зато то и дело утирали слезы, даже мужчины в зале не могли сдержать эмоций. Да и как сдержать, когда звучат такие проникновенные слова, когда солистка то прикасалась щекой к тыльной стороне ладони маэстро Спивакова, то подбегала к нему, как к самому светлому и чистому на этой планете, то опускала голову ему на грудь, как отцу...
Казалось, что только музыканты держат себя в руках.
- Много лет назад я играла подобную программу с Хворостовским. Это было потрясающе, феноменально. Здесь эмоций не меньше, потому что с нами такая звезда, как Хибла Герзмава. Произошел невероятный синтез эстрадной и академической музыки. Конечно, проделана огромная работа. Оркестровки сделал наш очень талантливый музыкант, который играет и в «Виртуозах Москвы», Алексей Стрельников. Мы много репетировали, корректировали, слушали, звучит или нет. Потом пришла Хибла, с ней репетировали. Иногда в зал смотрю и вижу: люди плачут. Программа звучит очень нежно, без драмы. Мы работаем, играем со всей силой и мощью, как умеем, но мурашки у нас идут, - поделилась эмоциями концертмейстер альтов Светлана Степченко.
Мы встретились в холле после концерта. Это была удача, ведь хотели поговорить с ней еще до начала программы. И оказалось, что Светлана Борисовна приехала в Кольский край не с двумя, а с большим числом концертов.
Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, кто не знал бы ее. Точнее, ее голос. Да, альтистка с юности озвучивает художественные и мультипликационные фильмы. Вот лишь некоторые из них: «Мой ласковый и нежный зверь», «Сибириада», «Пеппи Длинный Чулок», «Человек с бульвара Капуцинов», «Незнайка на Луне», «Серый волк энд Красная шапочка». Кроме того, пишет книги, преподает, занимается благотворительностью.
- В восемь утра наш квартет выезжает в Североморск, сыграем благотворительные концерты: сначала на корабле «Североморск», потом в госпитале, в музыкальной школе. Это инициатива моя и жены одного офицера, которая просто ко мне подошла после концерта, как вы, и спросила, можем ли мы приехать. И мы приехали. А вечером - концерт основного оркестра.