В заголовок вынесены слова из песни «Feelings» («Чувства»), прозвучавшей в минувшую среду на концерте знаменитого джазового пианиста Сергея Жилина, приехавшего к нам со своим квинтетом «Фонограф». Пожалуй, именно с этими словами и улыбками на лицах покидали зал областной филармонии после концерта многочисленные слушатели.

Маэстро не ошибся

Каждый приезд Жилина на Кольскую землю знаменуется двумя событиями: во-первых, битком набитым залом с аншлагом на кассе, а во-вторых, очередным молодежным джазовым конкурсом, который маэстро организует из года в год.

Вот и на этот раз Сергей Жилин провел у нас региональный этап всероссийского вокально-инструментального конкурса «Джаз-Регион». А победителей состязания на следующий день пригласил выступить на своем концерте. И если прошлой весной участия в выступлении музыкантов «Фонографа» удостоился единственный северянин, то сейчас на сцене был прямо-таки массовый заплыв лауреатов.

- Да-да, я поражен музыкой конкурсантов! - пояснил зрителям Жилин. - Поэтому такое количество юных джазменов на этой сцене.

Не скрою, что такое решение председателя жюри не всем показалось оправданным. Ведь зритель купил билеты на выступление зубров джаза, а ему предложили послушать молодняк... Но концерт показал, что народный артист России вовсе не ошибся.

На два голоса

Вместе с квинтетом «Фонограф» к нам приехала известная джазовая певица Мариам Мерабова. Мне помнится ее первое выступление на телевизионном конкурсе «Голос», не забыть и счастливую улыбку Александра Градского от ее выразительного меццо-сопрано.

Фото: Льва Федосеева.Мариам Мерабова.
Мариам Мерабова.

Особенно сильное впечатление в Мурманске произвело ее выдающееся, другого слова не подобрать, исполнение песни Хоги Кармайкла 1930 года «Georgia on My Mind». Через тридцать лет, в 60-м, ее раскрутил великий певец и пианист Рэй Чарльз, а теперь и Мариам Мерабова.

Мне все время хотелось прикинуть, кого же из великих джазовых обладательниц низкого голоса напоминает Мариам? В конце концов пришел к выводу, что всех вместе и никого конкретно. Своеобразное пение с глубоким пониманием уместности рулады, мелизма и прочих вокальных джазовых украшений. И блестящее владение микрофоном, который певица то подносила поближе к губам, то подальше в зависимости от громкости пения.

Так вот, именно Мерабова пригласила на сцену мурманчанку из колледжа искусств Анастасию Бушманову как лауреата первой степени в номинации «Вокалисты». И вместе на два голоса певицы исполнили упомянутую «Feelings», написанную бразильским студентом Моррисом Альбером и ставшую в Бразилии песней 1974 года.

Красивое и оправданное включение местных исполнителей в концерт столичных знаменитостей, не правда ли?

Фото: Льва Федосеева.Дуэт «Цветные звуки».
Дуэт «Цветные звуки».

Косяком!

И северяне пошли на сцену косяком! Лауреат среди вокалистов Николай Максимов, которому сейчас девятнадцать, но участником в конкурсах Сергея Жилина он стал еще в двенадцать - семь лет назад. Победители же в конкурсе инструменталистов - как на подбор, 13-летние. Это пианист Иван Дудецкий и североморский дуэт «Цветные звуки» Ильи Прасова и Евгения Солдатова, играющих в четыре руки на маримбе (род ксилофона). К слову, награду «За педагогический вклад» получил и наставник дуэта Александр Павловский.

Фото: Льва Федосеева.

Развеселили зрителей вокальные ансамбли детской музыкальной школы № 5 Мурманска в костюмах зайчиков и дуэт самых юных участников Агнии Кручко-Никиторович и Ивана Лихина, игравших на маленьких гитарках-укулеле.

Фото: Льва Федосеева.

Но наиболее сильное впечатление на зрителей произвела, пожалуй, певица Полина Кузьмина. Сергей Жилин предварил:

- А сейчас на сцену выйдет необычная исполнительница. Ну, вы сами увидите...

И сотрудница филармонии вывела на сцену слепую девушку...

Две главных радости

Девятиклассница школы № 58 Полина Кузьмина стояла перед микрофоном и пела абсолютно без мимики и жестов. Но пела почти как Элла Фицджеральд песню из ее репертуара «All of Me» («Всё обо мне»). Голос сильный, яркий, по-настоящему джазовый.

Фото: Льва Федосеева.Полина Кузьмина.
Полина Кузьмина.

- Я впервые в жизни выступала с джазовым ансамблем. Одна репетиция, и музыканты схватили мелодию на лету. А как импровизировал Сергей Сергеевич на рояле! - говорит мне Полина Кузьмина после концерта.

В школе девочку не обижают - наоборот, любят. Некоторое время назад одноклассники норовили сопроводить Полину до дома, но, видя, как ловко она управляется с тросточкой, перестали. Учится без троек, уроки воспринимает на слух, а на компьютере печатает в прямом смысле вслепую.

Главных радостей в жизни девушки две: во-первых, занятия вокалом в детской школе искусств № 3, а во-вторых, возня с племянником, сыном старшей сестры Даней, который все время просит ее спеть.

Ближайшая цель - разучить самую, быть может, проникновенную песню мирового джаза «Cry Me a River» («Слезы ручьями») из репертуара Джулии Лондон.

Фото: Льва Федосеева.

В чем сила джаза

Во втором отделении Сергей Жилин полностью выполнил взятые на себя обязательства перед зрителем. Программа называлась «Сила джаза», как и последний альбом маэстро. Наиболее запоминающимися оказались собственная композиция Жилина «После дождя» и две поистине джазовые сюиты - «Spain» («Испания») Чика Кориа и «Summertime» («Летнее время») Джорджа Гершвина.

Сергей Жилин пересел к электрооргану, и пошел джаз-рок чистой воды. Блеснули виртуозной игрой Егор Путилов на электрогитаре и Александр Шутов на шестиструнной бас-гитаре. Ударная установка барабанщика Евгения Аноева тонко сочеталась с многочисленными звеняще-шелестящими инструментами перкуссии Евгения Абрамченко.

Фото: Льва Федосеева.Евгений Аноев и Егор Путилов.
Евгений Аноев и Егор Путилов.

Апофеоз концерта был придержан на конец, когда после роскошного фортепьянного вступления на сцену вернулась Мариам Мерабова и запела неувядающий блюз про летнее время из оперы Гершвина «Порги и Бесс».

Зал долго не отпускал музыкантов, но наконец люди потянулись к раздевалке со счастливыми улыбками на лицах. Словно спрашивали друг друга: «Ты знаешь, брат, в чем сила джаза?»