Второй раз подряд в нашу филармонию приезжают выступать поистине семейные джазовые ансамбли. И если в декабре это было фортепианное трио Сергея Васильева с его супругой певицей Мариной Волковой, то на прошедшей неделе к нам приехало фортепианное трио Олега Бутмана с его женой певицей Натальей Бутман.

Только голос и контрабас

Начало концерта было завораживающим. На сцену вышел молодой контрабасист Михаил Дмитриев и заиграл какую-то вроде знакомую мелодию. Постепенно прояснилось, что звучит знаменитая мелодия Дюка Эллингтона «In a Mellow Tone», а присоединившаяся к контрабасу певица Наталья Бутман вдруг запела по-русски. Да-да, она сама сочинила стихи на языке родных осин и назвала композицию «Это джаз!». И таким образом тон всему концерту был многозначительно задан.

К слову, такое минималистическое сочетание - только женский голос и контрабас - сейчас в мировом джазе в большой моде. Несколько лет назад по заданию редакции мне довелось побывать на международном джазовом фестивале в соседней Финляндии. Так вот, там мне запомнилось выступление семейной пары (опять семейной!) по фамилии Чампион из Шотландии. Она пела, а он виртуозно сопровождал на контрабасе. Когда же я спросил у Зои Чампион, пользуется ли такой минимализм спросом в Шотландии, она ответила:

- У нас с мужем расписаны все уикенды на год вперед под игру на заказ на свадьбах!

Под шелест клавиш

Затем к двоим музыкантам присоединился Олег Бутман. В отличие от своего старшего брата Игоря Бутмана он с детства играет не на саксофоне, а на барабанах. Кстати, братья и сегодня нередко музицируют в одном составе.

Инструментальная пьеса, которую исполнило трио, была основана на песне Стиви Уандера «Too High», и Олег Бутман сразу показал на барабанах класс. Наталья же Бутман присела к роялю и блеснула импровизацией. Не первый раз супруги приезжают в Мурманск, и мне показалось, что мастерство пианистки заметно выросло, особенно в тех пассажах, которые называют быстрым шелестом клавиш. Такая игра отличает, например, отечественного джазового пианиста Даниила Крамера...

Но по-настоящему нестандартно зазвучал рояль в импровизациях Натальи Бутман на мелодию легендарной мексиканской песни «Бесаме мучо», которую пел по-испански вокалист из Нью-Йорка Эндрю Макфадден.

Олег Бутман. Фото Льва Федосеева.
Олег Бутман. Фото Льва Федосеева.

Есть у народной песни автор

Судьба Эндрю Макфаддена крайне любопытна. Он вовсе не мексиканец, а потомок чистокровного американца и стопроцентной кубинки. Отсюда и его знание с детства испанского языка.

Забавно, что и песню «Бесаме мучо» долгие годы в Советском Союзе считали народной кубинской - с подачи фирмы грамзаписи «Мелодия» (издание пластинки мексиканского ансамбля «Лос Панчос» 1956 года). И только в 1970 году ошибка была исправлена, когда в жюри конкурса имени Чайковского был приглашен истинный автор - мексиканская пианистка и композитор Консуэло Веласкес.

Эндрю Макфадден женат на москвичке (отсюда у него относительное знание русского языка), у них три дочери - десяти, восьми и двух лет. Со старшей, Викторией, которая увлекается бальными танцами, отец после Мурманска собирается на детский танцевальный конкурс в Лондон. Словом, люди, к счастью, влюблялись, говорили друг другу: «Бесаме, бесаме мучо!» («Целуй меня, целуй крепче!»), создавали семьи. И что может быть более всеобщим, народным, чем чувство, которое привело к тому, что нас на Земле уже восемь миллиардов? А потому не так уж и согрешила «Мелодия» против истины, присвоив гимну любви народный титул.

...Необязательная подробность, случайное совпадение, и все же. Концерт в Мурманске состоялся накануне двадцатой годовщины того дня, 25 января 2005-го, когда Консуэло Веласкес на девяностом году жизни тихо покинула мир звуков, красок и чувств. Спасибо же ей за оставленное всем нам наследство - немеркнущую всенародную песню.

Наталья Бутман. Фото Льва Федосеева.
Наталья Бутман. Фото Льва Федосеева.

Щекой к щеке, солнышко!

Особенно интересными, на мой слух, получились на концерте дуэты русской певицы и американского певца. Сочетание голосов неординарно - сопрано и высокий баритон, причем индивидуальная окраска идеально подходила друг другу.

Так, песня 1935 года Ирвинга Берлина «Cheek to Cheek» («Щека к щеке») заиграла новыми красками под импровизы на фортепьяно, а песня 1963 года Бобби Хэбба «Sunny» («Солнышко») по-другому осветилась под звуки наплечного органа, который надела Наталья Бутман и которым владела вполне виртуозно.

Но апофеозом вечера стала, пожалуй, битловская «Let It Be» («Пусть будет так»). Ее певец и певица исполняли по куплету отдельно, а припев на два голоса вместе. Причем органистка применила яркий прием, когда без слов подпевала клавишам в унисон с органом.

То и дело в мелодии аккуратно вносили свою лепту барабаны Олега Бутмана, а пару раз ударник даже позволил себе долгие соло, чем вызвал аплодисменты и выкрики зала.

Без звездной болезни

Маленькую, но абсолютно точную деталь внес в свой внешний облик и наш заокеанский гость. Когда со сцены зазвучали песни Стиви Уандера, певец надел темные очки и сразу стал внешне походить на великого слепого музыканта. Особенно разительным сходство стало во время исполнения «Superstition» («Суеверие») 1972 года - первого суперхита Уандера.

Замечу, что в исполнении трио Олега Бутмана эта песня по-своему знаменита, а в Мурманске звучала еще много лет назад, еще до реконструкции здания филармонии, в том же зале, но еще с балконом!

К сожалению, Эндрю Макфадден забыл надеть темные очки во время пения на бис. А ведь звучала великая юмористическая песня Рэя Чарльза 1961 года «Hit the Road Jack» («Отваливай, Джек»), где весь зал, как один человек, подхватил припев «И никогда не возвращайся больше». Рэй Чарльз - тоже слепой певец и пианист, и тоже выходил на сцену в темных очках...

Но это несущественные мелочи. Главное - северяне вновь вживую услышали и увидели ансамбль высшей лиги джаза. И членов этой лиги без тени звездной болезни, запросто вышедших в фойе, чтобы сфотографироваться со всеми желающими.