Мировой рекорд
Оскар Питерсон лишь раз приезжал со своим трио в Советский Союз - в 1974 году. И выступить ему удалось в единственном городе - в Таллине. На том концерте мэтра побывал и корреспондент республиканской газеты «Советская Эстония». А именно - Сергей Довлатов. Был такой период (не очень долгий) в его витиеватой биографии. В будущем звезда русской словесности, он с пиететом относился к джазу и не мог упустить возможность послушать концерт мировой знаменитости.
Результатом культпохода стал эмоциональный репортаж. Со свежим номером газеты Довлатов явился в гостиницу к именитому гостю. Тому сразу перевели публикацию.
- Это рекорд! Настоящий рекорд! - лапидарно выразил признательность автору пианист. - Впервые обо мне написали таким мелким шрифтом!..
Каким именно? - возможно полюбопытствуете вы. А вот примерно таким, каким набран этот абзац. Именовался он нонпарелью и использовался в отечественной печати для экономии площади - чтобы выкроить на газетной полосе место под стихи, объявления, сообщения о не самых звучных событиях, некрологи не самых видных граждан и прочий культур-мультур.
Впрочем, не будем заставлять читателя ломать глаза. В «Мурманском вестнике» Оскар Питерсон, да и предновогодний концерт в его честь московских музыкантов в Мурманской филармонии, достоин шрифта покрупнее, чем мелкозернистая нонпарель.
Перекличка с телефоном
Роль пианиста Питерсона на нашей сцене исполнял пианист Константин Хазанович. И вжился в эту роль с блеском!
В своем родном Петербурге Хазанович известен и как композитор, пишущий в основном классические произведения, например, для струнных квартетов и квинтетов. Все прозвучавшие на концерте пьесы из репертуара Оскара Питерсона петербуржец лично обработал и даже всесторонне развил в собственных импровизациях.
Такова, к примеру, композиция Like Someone in Love (“Как кто-то влюбленный»), в которой мы явно услышали мотивы Рахманинова и Шопена.
- В юности канадец учился пианизму у русского эмигранта, отсюда и его стремление соединить блюз и Рахманинова с Шопеном! - говорит мне очень общительный клавишник. - Я композитор, поэтому попытался воспроизвести мягкую версию беседы музыканта со зрителем на языке Оскара Питерсона...
К слову, в середине концерта произошел занятный случай, подтверждающий абсолютный слух нашего гостя. У одного из зрителей в переполненном зале вдруг возбудился телефон, причем отметился какой-то избитой мелодией.
Как аукнулось, так и откликнулось. Константин Хазанович на лету подхватил мелодию рингтона и вставил в свою импровизацию. Чем вызвал оживление в зале и, само собой, аплодисменты. Мастер, что и говорить.
Высшая наценочная категория
Играли инструменталисты в старой доброй традиции мейнстрима: после фортепианной завязки солировали поочередно контрабас и барабаны, а заключал композицию снова рояль.
Ударник Павел Тимофеев, хорошо знакомый мурманчанам, исполнял свою партию волшебно. Изредка брал в руки палочки, а в основном работал метелочками (или щеточками, если хотите). И благодаря звукорежиссеру филармонии даже простые круговые движения метелочек по коже барабана доносились до самых дальних уголков зала.
После концерта мне довелось услышать в гримерной шутку барабанщика. Начал-то я гостеприимным восторгом:
- Как приятно, что к нам приехали джазмены европейского, а то и мирового уровня!
- Более того! Джазмены высшей наценочной категории! - подправил меня Павел Тимофеев, намекая на ресторанное прошлое практически всех музыкантов джазовой России. Чем вызвал у собеседника, повторюсь, «оживление и даже аплодисменты»...
Контрабасиста же Сергея Васильева представлять нет нужды. Он снискал в стране заслуженную славу и часто бывает в Заполярье. На четырех струнах своего инструмента играет как бог, ведя порой отдельную мелодию в качестве контрапункта с любым солистом на рояле.
К слову, Васильев искренне убежден, что на этот раз его маленькому коллективу очень повезло с клавишником и Константин Хазанович в команде всерьез и надолго. С руководителем трио трудно не согласиться. Кто бы из клавишников умудрился в преддверии Нового года так тонко соединить пьесу про заокеанского Санта-Клауса с родной мелодией «В лесу родилась елочка»? Ну, вот и встретились в Мурманске - символически, на звуковой волне - двое дедушек Санта-Морозов.
Любовь и к музыке не купишь
Отдельную главку хотелось бы посвятить певице Марине Волковой. Любопытная перекличка джазовых эпох: Оскар Питерсон записывался со многими известными вокалистками, но чаще других с «первой леди джаза» Эллой Фитцджеральд. Последний альбом с нею пианист записал в 1975 году под названием «Оскар и Элла». А на контрабасе играл в этом альбоме не менее известный в джазовых кругах муж Эллы - Рэй Браун.
На нашем же концерте жена контрабасиста Сергея Васильева Марина Волкова прекрасно пела репертуар Эллы Фитцджеральд. Особенно удался нашей соотечественнице джазовый стандарт «Sweet Georgia Brown», написанный век назад, в год рождения Оскара Питерсона.
Завершился концерт абсолютно неожиданной в русле его главной темы вещицей на бис - песней «Битлз»! Трио заиграло, а Марина Волкова запела «Can`t Bye Me Love» («Любовь нельзя купить»). И только потом я сообразил, что это тоже джазовая обработка Эллы Фитцджеральд 1964 года - первое в истории джазовое исполнение битловской песни. Как тонко Марина Волкова продемонстрировала бессловесные рулады Эллы, как точно попала в приподнятое настроение зала!
В канадской Оттаве установлен прелюбопытный памятник: прямо из стены жилого дома на тротуар выдвинута часть бронзового рояля, а на бронзовых клавишах играет бронзовый же Оскар Питерсон. И каждый желающий может под объективом смартфона поиграть с маэстро в четыре руки...
Замечательный концерт. Удивительные музыканты. Ненавязчивый оптимизм, осветивший путь в наступающий год.