Давно бы пора привыкнуть, но подспудно все равно ощущаешь какой-то фокус... Буквально вчера видел по телевизору на канале «Культура» трубача Вадима Эйленкрига в качестве ведущего популярной джазовой программы «Шаболовка, 37», а уже вечером - вот он собственной персоной на сцене Мурманской филармонии с концертом. И каким концертом!

Вложить в кусок металла душу

В одной из собственных пьес на концерте, а именно в «Ту-ту», посвященной выдающемуся джазмену Майлзу Дэвису, Вадим Эйленкриг взял в руки натуральную морскую раковину, приложил к губам, и зал заполнили экзотические, но удивительно гармоничные звуки. К слову, на мой вопрос после концерта, на трубе какой фирмы он играет, маэстро небрежно заметил:

- Это не так уж важно. Труба - всего лишь кусок металла, в который любой исполнитель обязан вкладывать душу...

А между прочим, в коллекции музыканта семь труб, на которых он в своей жизни играл. И сейчас Эйленкриг готовит к постановке целый спектакль, в котором собирается продемонстрировать их голоса и, разумеется, рассказать о каждой. А рассказчик он словоохотливый и умелый.

- Как бы хотелось поведать, что эту раковину я лично достал из морских глубин! - обратился гость к публике. - Но, к сожалению, это было не так занимательно. Я просто купил ее у уличного музыканта в Сан-Франциско...

Кстати, именно со своей пьесы «Пирс 39» из одноименного альбома (этот пирс в порту Сан-Франциско притягивает всех туристов, с него виден остров с легендарной тюрьмой Алькатрас) руководитель джазового квинтета и начал концерт. И сразу стало понятно, что в Мурманск приехали музыканты высокого класса.

Фото Льва Федосеева.
Фото Льва Федосеева.

Галерка кричала «браво»

В составе квинтета пианист Дмитрий Илугдин, гитарист Александр Родовский, бас-гитарист Армен Мкртычян, барабанщик Виталий Эпов. Каждому маэстро дал возможность посолировать и раскрыть свои способности.

- Мы долго собирали именно этот состав, чтобы каждый единомышленник был еще и толковым инструменталистом, - поделился шеф.

Особым статусом пользовался гитарист Родовский. Мне повезло проконсультироваться с сидевшим в зале рядом старейшим мурманским рок-гитаристом Сергеем Филипповым, и тот сразу определил, что в руках москвича культовая рок-гитара «Фендер Телекастер». Рок-гитара в джазовой команде? Да! Потому что буквально с первой же ноты музыканты заиграли в хрестоматийном стиле джаз-рок, где долгие гитарные соло четко поддерживаются ритм-секцией из баса и ударных. Да и тонкий пианист Илугдин постоянно переходил от нашего акустического «Стейнвея» к электронным клавишам. А уже в третьей пьесе на концерте барабанщик Эпов получил в свое распоряжение традиционную для джаза фишку - десятиминутное соло на всех барабанах и тарелочках. Крики «браво» огласили зал...

Кричала галерка с музыкальной молодежью. Но постепенно восторг добрался и до солидных средних рядов.

Слева направо: Дмитрий Илугдин, Вадим Эйленкриг, Александр Родовский, Армен Мкртычян, Виталий Эпов. Фото Льва Федосеева.
Слева направо: Дмитрий Илугдин, Вадим Эйленкриг, Александр Родовский, Армен Мкртычян, Виталий Эпов. Фото Льва Федосеева.

Студийный звук живьем

Впрочем, был на концерте и единственный эпизод, когда музыканты заиграли традиционный старый добрый мейнстримовский джаз. Бас-гитарист Мкртычян взял в руки акустический контрабас, а ударник Эпов - металлические метелки (щеточки) вместо палочек. «Колыбельная Лее» - блистательное объяснение в любви автора Вадима Эйленкрига своей дочери. Детей у него двое - пятилетние близнецы Лея и мальчик Илай.

А следом прозвучал юмористический «Илашкин блюз» для сына, где трубач использовал в качестве сурдины круглую резинку от обычного бытового вантуза. Здесь стоит отметить очень аккуратную и тонкую работу звукорежиссера квинтета. Более того. На протяжении всего концерта московский звукорежиссер добился настоящего джаз-рокового звучания вплоть до эффекта удвоения трубы. По сути студийный звук на живом концерте!

Фото Льва Федосеева.
Фото Льва Федосеева.

Нежность к трубящему музыканту

Особо хотелось бы выделить едва ли не единственную на концерте мелодию постороннего авторства. Это любимая народом «Нежность» Александры Пахмутовой. Эйленкриг с теплотой рассказал собравшимся, как исполнял эту вечную мелодию в присутствии автора и на ее 90-летие, и на ее 95-летие.

- Светлая женщина! - заключил он, и пианист начал импровизацию на клавишах.

Вступили бас-гитара, барабаны, сладкоголосый «Фендер». Труба подчеркнула непреходящую вечность мелодии цитатой из Себастьяна нашего Баха...

- В любом городе, будь то Сингапур, Дубай или Мурманск, есть небольшая, но похожая друг на друга группа джазовых слушателей. Их немного, не более семи, ну десяти процентов от потенциального числа зрителей. Но именно они получают удовольствие и заводят на сцене музыкантов! - констатировал известный трубач.

Хороший и умный концерт.