Семьдесят лет, восемьдесят, девяносто... Эти весомые цифры легко порхали под сводами переполненного Большого зала областной филармонии на концерте джаз-оркестра имени Олега Лундстрема - согласно книге рекордов Гиннесса, старейшего на сегодняшний день джазового коллектива в мире.
Но более всего поразил и порадовал зрителей нестареющий профессионализм музыкантов, буквально играючи показавших зрителям репертуар ансамбля мирового класса.
«Этих дней не смолкнет слава...»
90 лет назад в далеком маньчжурском Харбине силами молодежи на строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) был создан новомодный джазовый ансамбль, возглавил который потомок обрусевших шведских инженеров Олег Лундстрем.
Из той далекой поры живо прозвучали на концерте две антикварные вещицы. Во-первых, незабываемая «Катюша» Матвея Блантера в обработке самого Лундстрема 1939 года. Пять саксофонов, три тромбона и четыре трубы при поддержке рояля, контрабаса и барабанов буквально завели зал своими импровизациями.
Во-вторых, русская народная мелодия «Эй, ухнем!» в довоенной аранжировке американского оркестра Гленна Миллера с изумительным соло на тромбоне виртуоза Максима Пиганова.
Ну и, наконец, первый отечественный блюз «Темная ночь» из кинофильма 1943 года «Два бойца». В фильме ее исполнял Марк Бернес, но мы услышали чисто инструментальную обработку художественного руководителя и дирижера оркестра Бориса Фрумкина.
Корифей джазового рояля
80 лет исполнилось весной Борису Фрумкину! И двадцать из них он возглавляет легендарный биг-бэнд. Изумительный джазовый пианист, народный артист России принял дирижерскую палочку из рук самого Олега Лундстрема незадолго до его ухода со сцены жизни.
Вот уж кто показал на концерте в минувшую среду истинный профессионализм! Перелет из Москвы, смена климата, полярная ночь несколько повлияли на здоровье музыканта - подняли давление. Но никто в зале этого, пожалуй, и не заметил. Борис Михайлович так же с юмором вел концерт, руководил своими музыкантами, присаживался к роялю... Если что и бросилось в глаза, то поменьше было виртуозных соло на клавишах сравнительно с концертом, состоявшимся два года назад, когда биг-бэнд имени Олега Лундстрема приезжал к нам на фестиваль в честь 100-летия российского джаза.
Впрочем, маэстро не удержался и выдал выдающийся импровиз в пьесе Хокинса «Tuxedo Junction». А с другой стороны, мы можем ежедневно слушать игру пианиста на клавишах по телевизору! Да-да, каждый вечер на канале «Культура» идет передача «Спокойной ночи, малыши!», где Олег Анофриев вот уже сорок лет поет культовую песню «Спят усталые игрушки» в обработке и сопровождении на фортепьяно Бориса Фрумкина.
Юбилей в день концерта
70 лет именно в день концерта стукнуло тенор-саксофонисту, заслуженному артисту России Ивану Волкову, и тридцать семь из них он отдал любимому оркестру. Впрочем, Волков мастерски играет еще и на флейте, и на кларнете, что он и продемонстрировал северянам. Особенно удались ему импровизации на флейте в экзотической пьесе Лундстрема «Бухарский орнамент». Забегая вперед, упомяну, что после концерта, когда на сцену к музыкантам понесли цветы, юбиляру был вручен отдельный пакет с подношением от мурманской филармонии.
Второе отделение концерта превратилось в парад эксцентрической игры на духовых инструментах. Мы услышали квакающие соло на трубах с заглушками, рявкающие тромбоны, рычащие саксофоны. Особенно запомнилась хабанера из оперы Бизе «Кармен», которую финский композитор Анти Сарпила переложил для баритон-саксофона. И Роман Секачев показал класс! Мотив «У любви, как у пташки, крылья» зазвучал с невообразимой трагикомичностью.
Кстати, этот эпизод был частью нового прочтения оперы «Кармен», которое джаз-оркестр имени Лундстрема предложил слушателям совместно с симфоническим оркестром на недавней премьере в московском театре «Эрмитаж».
Бомонд кричал «браво!»
Очень теплых слов заслужил ударник Владимир Журкин. На сегодняшний день он старейший по стажу музыкант оркестра - 43 года! Но молод и буквально четырехрук по-прежнему. Под занавес ему представилась возможность «потянуть одеяло» на себя, и матерый барабанщик ее не упустил. В пьесе ударника оркестра Дюка Эллингтона Ларри Бэллсона «Skin Deep» Журкин закатил соло минут на десять, от которого буквально мурашки побежали по коже.
Подчеркну, что в зале присутствовал в основном местный бомонд, люди уважаемые и серьезные. Но после соло Владимира Журкина раздались крики «браво!» и аплодисменты, переходящие в овацию. Как это обычно бывает на выступлениях джазменов сорта премиум.
На посошок и на бис оркестр сыграл, как выразился Борис Фрумкин, вечную классику. Пьеса «In the Mood» из кинофильма наших дедушек «Серенада солнечной долины» с ее перекличкой групп саксофонов, тромбонов и труб стала блестящим и логичным завершением концерта легендарного ансамбля.
Спасибо! Мы еще не раз вспомним эту «солнечную долину», приехавшую к нам накануне полярной ночи.