Семьдесят лет, восемьдесят, девяносто... Эти весомые цифры легко порхали под сводами переполненного Большого зала областной филармонии на концерте джаз-оркестра имени Олега Лундстрема - согласно книге рекордов Гиннесса, старейшего на сегодняшний день джазового коллектива в мире.

Но более всего поразил и порадовал зрителей нестареющий профессионализм музыкантов, буквально играючи показавших зрителям репертуар ансамбля мирового класса.

«Этих дней не смолкнет слава...»

90 лет назад в далеком маньчжурском Харбине силами молодежи на строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) был создан новомодный джазовый ансамбль, возглавил который потомок обрусевших шведских инженеров Олег Лундстрем.

Из той далекой поры живо прозвучали на концерте две антикварные вещицы. Во-первых, незабываемая «Катюша» Матвея Блантера в обработке самого Лундстрема 1939 года. Пять саксофонов, три тромбона и четыре трубы при поддержке рояля, контрабаса и барабанов буквально завели зал своими импровизациями.

Во-вторых, русская народная мелодия «Эй, ухнем!» в довоенной аранжировке американского оркестра Гленна Миллера с изумительным соло на тромбоне виртуоза Максима Пиганова.

Ну и, наконец, первый отечественный блюз «Темная ночь» из кинофильма 1943 года «Два бойца». В фильме ее исполнял Марк Бернес, но мы услышали чисто инструментальную обработку художественного руководителя и дирижера оркестра Бориса Фрумкина.

Борис Фрумкин. Фото Льва Федосеева.
Борис Фрумкин. Фото Льва Федосеева.

Корифей джазового рояля

80 лет исполнилось весной Борису Фрумкину! И двадцать из них он возглавляет легендарный биг-бэнд. Изумительный джазовый пианист, народный артист России принял дирижерскую палочку из рук самого Олега Лундстрема незадолго до его ухода со сцены жизни.

Вот уж кто показал на концерте в минувшую среду истинный профессионализм! Перелет из Москвы, смена климата, полярная ночь несколько повлияли на здоровье музыканта - подняли давление. Но никто в зале этого, пожалуй, и не заметил. Борис Михайлович так же с юмором вел концерт, руководил своими музыкантами, присаживался к роялю... Если что и бросилось в глаза, то поменьше было виртуозных соло на клавишах сравнительно с концертом, состоявшимся два года назад, когда биг-бэнд имени Олега Лундстрема приезжал к нам на фестиваль в честь 100-летия российского джаза.

Впрочем, маэстро не удержался и выдал выдающийся импровиз в пьесе Хокинса «Tuxedo Junction». А с другой стороны, мы можем ежедневно слушать игру пианиста на клавишах по телевизору! Да-да, каждый вечер на канале «Культура» идет передача «Спокойной ночи, малыши!», где Олег Анофриев вот уже сорок лет поет культовую песню «Спят усталые игрушки» в обработке и сопровождении на фортепьяно Бориса Фрумкина.

Юбилей в день концерта

70 лет именно в день концерта стукнуло тенор-саксофонисту, заслуженному артисту России Ивану Волкову, и тридцать семь из них он отдал любимому оркестру. Впрочем, Волков мастерски играет еще и на флейте, и на кларнете, что он и продемонстрировал северянам. Особенно удались ему импровизации на флейте в экзотической пьесе Лундстрема «Бухарский орнамент». Забегая вперед, упомяну, что после концерта, когда на сцену к музыкантам понесли цветы, юбиляру был вручен отдельный пакет с подношением от мурманской филармонии.

Саксофонист Волков взял кларнет. Фото Льва Федосеева.
Саксофонист Волков взял кларнет. Фото Льва Федосеева.

Второе отделение концерта превратилось в парад эксцентрической игры на духовых инструментах. Мы услышали квакающие соло на трубах с заглушками, рявкающие тромбоны, рычащие саксофоны. Особенно запомнилась хабанера из оперы Бизе «Кармен», которую финский композитор Анти Сарпила переложил для баритон-саксофона. И Роман Секачев показал класс! Мотив «У любви, как у пташки, крылья» зазвучал с невообразимой трагикомичностью.

Кстати, этот эпизод был частью нового прочтения оперы «Кармен», которое джаз-оркестр имени Лундстрема предложил слушателям совместно с симфоническим оркестром на недавней премьере в московском театре «Эрмитаж».

Бомонд кричал «браво!»

Очень теплых слов заслужил ударник Владимир Журкин. На сегодняшний день он старейший по стажу музыкант оркестра - 43 года! Но молод и буквально четырехрук по-прежнему. Под занавес ему представилась возможность «потянуть одеяло» на себя, и матерый барабанщик ее не упустил. В пьесе ударника оркестра Дюка Эллингтона Ларри Бэллсона «Skin Deep» Журкин закатил соло минут на десять, от которого буквально мурашки побежали по коже.

Квинтет саксофонистов. Фото Льва Федосеева.
Квинтет саксофонистов. Фото Льва Федосеева.

Подчеркну, что в зале присутствовал в основном местный бомонд, люди уважаемые и серьезные. Но после соло Владимира Журкина раздались крики «браво!» и аплодисменты, переходящие в овацию. Как это обычно бывает на выступлениях джазменов  сорта премиум.

На посошок и на бис оркестр сыграл, как выразился Борис Фрумкин, вечную классику. Пьеса «In the Mood» из кинофильма наших дедушек «Серенада солнечной долины» с ее перекличкой групп саксофонов, тромбонов и труб стала блестящим и логичным завершением концерта легендарного ансамбля.

Спасибо! Мы еще не раз вспомним эту «солнечную долину», приехавшую к нам накануне полярной ночи.