Заполярный оркестр открыл юбилейный сезон
Нынешний сезон для Мурманского филармонического оркестра особенный - в декабре он будет отмечать свое 25-летие. Много это или мало? Для нашей достаточно молодой филармонии срок вроде бы уже вполне солидный. А если вспомнить, например, что история оркестра Санкт-Петербургской филармонии восходит к Придворному музыкантскому хору, учрежденному в 1882 году указом Александра III, то совсем скромная цифра выходит... Хотя это, в сущности, и неважно. Главное, наш коллектив любят, он постоянно собирает аншлаги и получает благодарные отклики слушателей. Полный зал собрал и недавний концерт оркестра, открывший его юбилейный сезон.
Концерт с изюминкой
Мурманский музыкант Андрей Скороходов дирижировал нашим оркестром впервые и, по его словам, очень волновался, хотя в его творческом багаже уже были солидные достижения: «Стабат Матер» и опера-буфф «Служанка-госпожа» Дж.-Б. Перголези, спектакль-игра «Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу!» Б. Бриттена. Все это постановки с большим количеством исполнителей, потребовавшие от дирижера немалого мастерства. Прошедший концерт не стал исключением, он тоже оказался с изюминкой: беспрецедентное количество солистов, большая, разноплановая, разностилевая программа.
Открылась она концертом № 11 ре минор из цикла «Гармоническое вдохновение» одного из крупнейших представителей эпохи барокко Антонио Вивальди. Солировали скрипачи Артур Клочков и Евгений Попов, виолончелист Левон Аракелян.
Этот цикл, созданный задолго до знаменитых «Времен года», как считается, раскрывает все неповторимые черты и интонации великого венецианца. Действительно, музыку этого композитора, вошедшего в историю как создателя жанра инструментального концерта, пожалуй, не спутаешь ни с какой другой. Всегда узнаваемые вивальдиевские интонации хотелось слушать бесконечно…
А теперь представьте такую картину: объявляется номер, и на сцену выходят две принцессы, словно только что прилетевшие с конкурса красоты, - флейтистка Екатерина Усатенко и арфистка Есения Евдокимова. Уверена, у всех сидящих в зале, от юных слушателей до зрелых поклонников классики, вырвался вздох восхищения. Первый выход на мурманскую сцену Есении стал одним из сюрпризов концерта. С 80-х годов прошлого века, когда филармонию покинула штатная арфистка, этот инструмент появлялся на нашей сцене лишь изредка, и играли на нем приезжие музыканты. И вот спустя столько лет ряды филармонических артистов пополнила молодая, но уже очень опытная арфистка. Есения - лауреат международных конкурсов, солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Юрия Башмета.
Девушки, играющие, пожалуй, на самых красивых и поэтичных музыкальных инструментах, исполнили Андантино из концерта для флейты и арфы Моцарта. Как гласит история, это сочинение заказал Моцарту для себя и своей дочери, играющей на арфе, музыкант-любитель герцог Гин. Вряд ли заказ особенно порадовал композитора - тембр флейты никогда не вызывал у него особого восторга, а возможности арфы он считал весьма ограниченными. Но как истинный гений, создавая произведение на заказ, Моцарт сумел написать шедевр, проникнутый ощущением радости жизни и света. По словам дирижера, номер был подготовлен буквально за две недели, но как же он украсил концерт!
Объяснение в любви
Три следующих произведения, исполненных оркестром, были предложены виолончелистом Левоном Аракеляном - еще одним сравнительно недавним счастливым приобретением филармонии.
Яркий Концертный полонез для виолончели с оркестром чешского виолончелиста и композитора Давида Поппера, наполненный венгерско-цыганскими мотивами, контрастировал по настроению с предыдущими сочинениями и, как верно предположил Левон, внес в программу новые эмоции и краски.
Анданте кантабиле из первого струнного квартета Чайковского называют одним из самых замечательных мелодических откровений композитора, «одной из чудных страниц русской музыки». Основанное на народных мотивах, оно завораживает проникновенным лиризмом и душевной чистотой. Неудивительно, что это произведение, особенно Анданте кантабиле, его вторая часть, сразу же стало широко популярно и в России, и в Европе. И именно оно стало для Левона главным в концертной программе.
- Для меня это объяснение в любви русского интеллигента XIX века своему народу, - поясняет он.
Завершилось первое отделение Интродукцией и вариациями на тему из оперы Россини «Моисей в Египте» Паганини. Это произведение знаменито тем, что исполняется солистом (в нашем случае виолончелистом) на одной струне. Очевидно, для виртуоза Паганини, дьявольски, по оценкам потрясенных современников, владевшего скрипкой, такое исполнение не представляло особой сложности. А для других?
К моему удивлению, Левон ответил, что исполнять каприсы того же Паганини на сольном концерте для него было значительно сложнее. Что же касается вариаций, то с течением лет исполнители вносили в них изменения на свой вкус, что-то дополняли, в результате они словно покрылись пылью. По договоренности с дирижером музыканты словно смахнули с сочинения великого итальянца эту пыль веков, взяв для исполнения первое, оригинальное издание нот Паганини и изменив тональность. В опере эта тема - мольба или молитва Моисея, однако ничего подобного в музыке Паганини не слышится. Скорее, это итальянская ария в стиле Россини, красивая, эффектная, завораживающая…
Городу у моря посвящается
Второе отделение открылось посвященным нашему Мурманску романтичным вальсом солиста филармонии, скрипача и композитора Ашота Хоецяна. Его выразительные и красивые мелодии, словно пришедшие к нам из XIX века, уже звучали в исполнении оркестра, а в октябре их можно будет услышать на концерте ансамбля «Art cinema», которым Хоецян руководит.
Молодой талантливый скрипач Артур Клочков блестяще справляется с произведениями любой сложности. По его предложению в концерт впервые было включено сочинение современного британского автора-минималиста Макса Рихтера Рекомпозиция «Времен года» Антонио Вивальди. Сочинение Рихтера, одного из лучших кинокомпозиторов, - это взгляд нашего современника на шедевр эпохи барокко, взгляд из ХХI века. Вдохновившись гением Вивальди, он написал свои «Времена года», переработав и переосмыслив знаменитые скрипичные концерты, добавив в них новые ритмы и гармонии.
Сочинение было красиво оформлено сценически, со световой партитурой Сергея Оношко, эффектными картинами природы на большом экране, установленном на заднике сцены. После каждого времени года делалось затемнение, будто закрывался занавес. Музыка - самое абстрактное искусство. Каждый наполняет ее своими ощущениями, чувствами, воспоминаниями. Каждый услышал свои времена года. Кому-то они оказались созвучны, кому-то не совсем.
От Вивальди эпохи барокко в начале концерта к Вивальди современному… В исполнении нашего оркестра оба прозвучали вполне убедительно. И дело не только в мастерстве, а в эмоциональной вовлеченности музыкантов, в их неравнодушии, стремлении наиболее полно передать замысел композитора.
Слушатели выразили свои впечатления не только аплодисментами и цветами. Некоторые тем же вечером поспешили изложить их в группе филармонии в соцсети «ВКонтакте». Вот лишь некоторые первые отклики.
Юлия Ковалева: «Не пожалели, что в такую погоду выбрались из дома. Столько тепла, нежности, страсти в этой музыке. Артур - так держать!»
Татьяна Старкова: «Благодарю за подбор репертуара. Слушаешь - и не оторваться. Исполнителям низкий поклон. Очень вдохновенная игра!!!» И еще: «Спасибо за Божественную музыку! Прекрасный виолончелист! Инструмент очень выразительно и музыкально поет».
Александр Попов: «Было очень много молодежи и новой публики. Оркестру браво! И дирижеру Андрею Скороходову, солистам - браво!»
В общем, начало юбилейного для оркестра сезона получилось вдохновенным. Будем ждать продолжения.