В традиционном джазе есть два пути. Первый таков: берется за основу какой-нибудь посторонний шлягер, и на эту гармоническую основу по очереди нанизываются импровизации всех инструментов ансамбля.
Второй - сами джазмены сочиняют шлягер, и тогда он называется джазовым стандартом, который будут повторять многие другие музыканты, внося в него толику фантазии по своему разумению.
Игроки мурманского ансамбля «Дуди Бэнд» далеко не самые юные в столице Заполярья, но зато на недавнем выступлении в областной филармонии показали джаз, разительно отличающийся от стиля классических джазовых исполнителей, приезжающих к нам с концертами.
«Слишком многие взрослеют»
Ансамбль назван по школьному прозвищу руководителя Сергея Дудецкого - Дуди. И именно детским восприятием окружающей жизни он и прославился в 2019 году. Тогда «Дуди Бэнд» показал здесь же, в Большом зале, джазовую программу по музыке к диснеевским мультфильмам. Сергей Дудецкий привлек для выступления оркестр и хор нашего колледжа искусств, студентов и преподавателей-джазовиков, даже ансамбль танца. Сам же играл на ударной установке, поскольку работает штатным барабанщиком в нашем филармоническом оркестре. Феерическое было зрелище! А эпиграфом к концерту стала мудрая фраза самого Уолта Диснея, светившаяся на заднике: «Беда нашего мира в том, что слишком многие взрослеют...».
Теперь же Сергей Дудецкий сотоварищи проникся экзотическими вариантами современного джаза, особый упор сделав на этнический джаз. Концерт назывался «Музыка света», и поэтому особая роль была возложена на художника по свету филармонии Сергея Оношко. Заставки на заднике и игра фонарей освещения сцены были вполне на уровне предлагаемого музыкального материала.
Музыкальные однокашники
В составе квартета «Дуди Бэнд» подобрались в основном бывшие однокашники по Мурманскому музыкальному училищу - клавишник Павел Моисеев, гитарист Вадим Харченко, который перебрался в Москву и теперь блистает на столичных сценах и в джаз-клубах. Бас же гитарист - мексиканец Карлос Рамон Эрнандес Кастальяно, с ним Сергей Дудецкий познакомился во время совместной учебы в Петербургском институте культуры на факультете эстрадных инструментов.
Ансамбль играет собственную музыку, что по нынешним джазовым временам явление нечастое. И сочинили ее как басист Кастальяно, так и гитарист Вадим Харченко, уже знакомый мурманчанам в составе джазового трио московского пианиста Владимира Нестеренко, приезжавшего в Мурманск ровно два года назад, в ноябре 2022 года, на празднование столетия российского джаза.
Начал квартет издалека и с юмором. Написал остроумный текст и вел концерт артист областного театра кукол Денис Дмитриев. Зрителей пригласили в самолет и назвали предстоящий кругосветный полет «Пролетая над гнездом культуры», обыгрывая одновременно название культового кинофильма «Пролетая над гнездом кукушки» и заодно поддержку проекта областным министерством культуры.
В первой же пьесе этническую составляющую проекта подчеркнула игра Сергея Дудецкого не на барабанах, а голыми руками на кубинском кахоне, прародителем которого был обычный фанерный ящик из-под фруктов. Своего же апогея этника звука достигла, когда Дудецкий вышел на авансцену и заиграл на «летающей тарелке» - ударном музыкальном инструменте ханге...
Летающая тарелка
Ханг многие слушатели принимают за древний индийский инструмент. Хотя родился он совсем недавно, в самом начале третьего тысячелетия н. э. И родился не в Индии, а в Швейцарии. Это жемчужина кузнечного искусства, сугубо ручная ковка. Играют на нем пальцами, а высота тона зависит от места на поверхности, куда ударяет палец. Очень сейчас популярен во всем мире, а в Москве проходят даже фестивали ханга.
К слову, когда Дудецкий заиграл на ханге, бас-гитарист заменил свой «Фендер Джаз Бас» на акустический контрабас, и в этой интерпретации пьеса и осталась в памяти слушателей.
Порадовали публику и приглашенные музыканты. Академической строгости и стройности добавили в прогрессивный джаз виолончель солиста нашего филармонического оркестра Левона Аракеляна и альт-саксофон мурманчанки Екатерины Луговых. Ну а перкуссия и виброфон Виталия Кондакова добили зрителей почти до технического нокаута.
Любопытно, что на сцену вышел к роялю и 13-летний сын Дудецкого Иван, ученик Детской школы искусств по классу фортепиано (в это время клавишник Моисеев играл на электрооргане). А где-то в зале отбивал ладоши самый младший Дудецкий - девятилетний Василий...
В зале присутствовала в основном молодежь, с восторгом принявшая неформальную музыку. Знакомая преподавательница джазового вокала, пришедшая на концерт с сыном-подростком, высказалась о зрелище коротко и ясно: «Космос!».
Россия остается, пожалуй, последней страной, где джаз играют в больших залах филармоний. Повсеместно он музыкальное достояние заведений общепита - кафе, джаз-клубов и прочих банкетных залов с подачей лимонада.
На следующий после описанного концерта день «Дуди Бэнд» собрала аншлаг в арт-кафе при Мурманской филармонии. И там уж под чашечку кофе с пирожными, под душевные разговоры зрителей ни у кого не возникало вопросов, в каком же, черт подери, стиле играет этот технически грамотный ансамбль.