К своему 25-летию музыканты подготовили для поклонников поистине грандиозный подарок: в минувшее воскресенье состоялось концертное исполнение оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама».
Как все начиналось
Но вначале нужно напомнить, что первый концерт оркестра состоялся 25 декабря 1999 года. Создателем и первым дирижером стал тогда еще студент - англо-итальянский музыкант Дамиан Йорио. Родившийся в музыкальной семье - его родителями были альтист и скрипачка, - уже смолоду он обладал не только несомненным талантом, но еще и неукротимой энергией и безусловной харизмой.
Шесть лет Дамиан Йорио руководил нашим музыкальным коллективом и до сих пор сохранил самые теплые воспоминания о Мурманске. Да и как иначе, ведь свою жену он также нашел у нас в Заполярье. И на Кольской земле с неизменной теплотой вспоминают маэстро, выросшего за эти годы в дирижера мирового класса, с успехом выступающего с лучшими оркестрами на самых престижных площадках планеты.
Всего же за дирижерский пульт за четверть века становились 55 музыкантов из двух десятков стран - от Финляндии до Австралии и от Франции до Бразилии. За свою историю оркестр подготовил и исполнил порядка 250 программ - по одной в месяц.
Наш оркестр имел честь выступать со многими выдающимися талантами, в числе которых великий певец Дмитрий Хворостовский, ярчайший пианист Денис Мацуев, знаменитый виолончелист Марк Дробинский. Этот список можно долго продолжать. Все без исключения очень высоко отзывались о нашем филармоническом коллективе. Приведу лишь слова Дениса Мацуева, поскольку слышал их собственными ушами: «Этот замечательный камерный оркестр до конца еще, может быть, даже не оценен. Мы все на репетиции поражались концентрации, качеству и уровню замечательных музыкантов, которые здесь есть».
Далеко не впервые встречаются заполярные музыканты и с оперной партитурой: в творческом багаже насчитывается целых 17 опер. Семь из которых поставлены в период 10-летнего сотрудничества с Норвежской оперой. В них вместе с мурманскими вокалистами принимали участие первоклассные голоса из Норвегии, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Верди, Пуччини, Григ и, конечно же, Чайковский звучали на нашей сцене.
От анекдота к трагедии
Вот и для концертного исполнения «Пиковой дамы» были приглашены превосходные московские артисты из лучших театров, могущих составить конкуренцию даже Большому, - «Геликон-оперы» и театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, длинное название которого поклонники обычно панибратски сокращают до «Стасика».
Правда, следует оговориться, что термин «концертное исполнение» в данном случае не вполне точен. Скорее, это полноценный оперный спектакль, разве что без декораций и сценических костюмов. Постановочные же решения, найденные выступившей в роли режиссера артисткой филармонии Екатериной Ефремовой, весьма интересные.
Но для начала напомним, что «Пиковая дама» Чайковского - это не совсем то, а местами даже совсем не то, что «Пиковая дама» Пушкина. Поэт блестяще рассказал, в общем-то, светский анекдот. Композитор же поднял его на уровень высокой трагедии. Если в повести Германном изначально движет лишь жажда наживы, то в опере для Германа (уже с одной «н» на конце) деньги - это мост через социальную пропасть к страстно любимой им Лизе. Которая, кстати, из приживалки превратилась во внучку и наследницу графини.
Дни пушкинского Германна окончились в сумасшедшем доме, Лиза удачно вышла замуж. В опере Герман, потерпев крах из-за дамы пик, покончил с собой, героиня также погибает. Вдобавок действие перенесено Чайковским лет на тридцать с лишним раньше - из александровского Петербурга в екатерининский.
Главное же, что Петру Ильичу удалось создать произведение, которое по праву считается вершиной его оперной драматургии, не имеет равных по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неукротимости драматического воздействия.
Сверяясь с эталоном
- Герман у Чайковского переживает много эмоциональных надломов. Вначале этот обрусевший немец со своим холодным характером, прижимистостью влюблен, но постепенно мысли о трех картах перерастают в какую-то паранойю. В конце Лиза для него уходит на десятый план, главное - три карты. Он уже забывает, для чего хотел выиграть этот куш. Для меня роль Германа - одна из самых эмоционально сложных. После окончания спектакля ощущаю полную опустошенность, восстановление занимает день-два, - признается великолепный тенор «Геликон-оперы» Виталий Серебряков.
Артисты побеседовали с журналистами перед началом, а уже в ходе спектакля зрители могли увидеть, как в сцене у Зимней канавки буквально на глазах Герман погружался в темную пропасть безумия, постепенно теряя рассудок. Потрясающая работа артиста!
Покорила публику, особенно мужскую ее часть, и исполнительница партии Лизы, заслуженная артистка Удмуртской Республики, солистка театра Станиславского и приглашенная солистка Большого Ксения Мусланова. Покорила - еще не спев ни одной ноты - необычайной милоты ямочками на щеках, которые украшают ее улыбку.
А уж чудесный голос Ксении заставил забыть обо всем на свете. Кроме того, зал искренне сопереживал тому неподдельному горю, которое читалось в глазах Лизы, узнавшей, что Герман променял ее любовь на успех в картах.
По признанию артистки, «Пиковая дама» для нее чуть ли не мистическая опера, сыгравшая огромную роль в жизни, а партия Лизы является знаковой.
Любителям музыки памятна телеверсия «Пиковой дамы», снятая в 1983 году в Большом театре с участием лучших его артистов. Для многих она стала эталонной. Было очень отрадно услышать от Ксении Муслановой, что эталоном партии Лизы она считает именно исполнение Тамары Милашкиной, блиставшей в том спектакле, - я тоже обожаю Милашкину.
Ксения Мусланова также высоко оценила профессионализм нашего оркестра:
- Очень чуткие музыканты. Сотворчество наполнено общей энергией. Все стремятся сделать максимально качественный, профессиональный во всех смыслах спектакль. Очень приятно и здорово работать с такими музыкантами.
Продолжатель традиции
Дирижер спектакля Андрей Рейн хорошо знаком с нашим оркестром на протяжении 20 лет из 25. Наверное, можно сказать, что среди всех непостоянных его дирижеров он наиболее постоянный. Как признался Андрей Сергеевич, с некоторыми оркестрантами за долгие годы сотрудничества у него сложились отношения не просто взаимопонимания, а личной дружбы.
Андрей Рейн сообщил, что партитуру для работы ему предоставил Большой театр. На полях даже сохранились пометки выдающихся дирижеров прошлого. Вариант для нашего спектакля был несколько сокращен.
- Такая большая опера, как «Пиковая дама», в концертном исполнении может проиграть в общем впечатлении, если на сцену принести всю музыку. В этой опере много визуальности. В больших театрах там всегда участвует балет, все очень пышно. Мы немножко подсократили, но главная канва, сюжет не потеряли ни одной подробности, - сообщил Андрей Рейн.
Еще интересная деталь - старую графиню и Полину играет солистка «Стасика» Екатерина Лукаш. Она демонстрирует великолепное мастерство перевоплощения между двумя образами.
- Это придает всему определенную изюминку. Кто знает, может быть, Полина - это графиня в молодости, - предположил Андрей Рейн.
Собственно, певцов, участвующих в мурманской постановке, предложил именно дирижер, поскольку давно с ними работает и считает их первоклассными вокалистами. Он признался, что «Пиковая дама» занимает очень большое место в его творчестве. Когда-то Рейн получил бесценный опыт, наблюдая работу двух великих дирижеров: в Париже эту оперу ставил Геннадий Рождественский, а в Москве - в «Стасике» - Александр Лазарев.
- Чувствую за своей спиной могучую традицию, историю. Надеюсь, что являюсь ее продолжателем и развиваю дальше, - сказал Андрей Рейн.
По подсчетам Рейна, он продирижировал «Пиковую даму» порядка двухсот раз. И признался, что, несмотря на это, каждый раз гениальная музыка Чайковского в ариозо Германа «Прости, небесное созданье...» доводит его буквально до слез.
И певцы, и актеры
Говоря о мурманском оркестре, Андрей Рейн отметил, что его всегда отличает глубокое проникновение в исполняемое произведение:
- Работа с мурманским оркестром - это всегда подарок для души.
Продолжая тему подарков, нельзя не упомянуть участие в постановке «Пиковой дамы» нашего камерного хора «Амадеус» под неизменным руководством заслуженного артиста России Валерия Иванова. Участники хора не ограничились исключительно пением. Они стали полноправными участниками действия, украсив постановку уже чисто по-актерски.
Вообще, искренне хотелось бы никого не оставить без упоминания, но увы - формат газетного материала загоняет в строгие рамки. Все же скажу об артисте, который очаровал публику не только своим красивейшим бархатным баритоном. Солист «Геликон-оперы» Данила Чернецов в роли графа Томского еще и магнетически, просто чертовски обаятелен.
Надо отдать должное - руководители «Геликон-оперы» и «Стасика», выдающиеся оперные режиссеры Дмитрий Бертман и Александр Титель, уделяют огромное внимание не только вокальным возможностям, но и драматическим способностям своих подопечных. И в том, и в другом театре всегда наслаждаешься как изумительными голосами, так и отменной актерской игрой оперных артистов. Школа Бертмана и Тителя очень чувствовалась и в нашей постановке «Пиковой дамы».
И, конечно, результат - почти пятиминутная овация по завершении спектакля. Бурные аплодисменты заслужили все участники великолепного действа, а главное - юбиляр, Мурманский филармонический оркестр. Пожелаем ему долгих и успешных лет работы на радость всем любителям музыки!