Прогулка с «Виртуозами»
Трехдневные гастроли прославленного музыкального коллектива начались в минувший четверг и состоялись при поддержке правительства Мурманской области и Министерства культуры России. В первый день за дирижерским пультом был превосходный музыкант, хорошо знакомый заполярным меломанам Арсентий Ткаченко.
Он подготовил интересную программу. Слушатели смогли познакомиться с сюитой для струнного оркестра полузабытого ныне английского композитора Кристофера Уилсона. Он известен музыкой к театральным постановкам начала XX века, среди которых было немало шекспировских пьес. Впрочем, творил не слишком долго: умер в 1919 году, когда ему было всего 44 года.
Затем прозвучала серенада для струнного оркестра также малоизвестного американского композитора Виктора Герберта. Он творил в тот же период и больше всего известен опереттами, написанными для бродвейских театров. Если сюита Уилсона насквозь пропитана традициями английской музыки, то в серенаде Герберта явно звучал американский акцент и чувствовалась легкая бродвейская разухабистость.
Во второе отделение Арсентий Ткаченко включил опус совсем уж экзотического Альдемаро Ромеро из далекой Венесуэлы. Впрочем, не такого уж экзотического - в далеком 1969 году Ромеро приезжал в Советский Союз и представлял свою музыку для одного из венесуэльских фильмов, участвовавшего в Московском кинофестивале. Его «Фуга с птицей» разогрела публику горячими латиноамериканскими ритмами.
Основу же второго отделения составили произведения настоящих титанов - Леонарда Бернстайна и Нино Роты. Наверное, мало найдется людей, никогда не слышавших музыку из мюзикла «Вестсайдская история». Если и были такие уникумы, они имели возможность познакомиться с замечательным творением Бернстайна на концерте «Виртуозов Москвы».
Из обширного творческого наследия Нино Роты Арсентий Ткаченко выбрал Концерт для струнного оркестра и «Прогулку с Феллини». Как известно, маэстро написал музыку к полутора десяткам фильмов великого Федерико Феллини. В общем, благодаря Арсентию Ткаченко заполярная публика не только «прогулялась» с итальянским кинорежиссером, но вместе с «Виртуозами Москвы» совершила путешествие в мир театральной и киномузыки прошлого века.
Территория больших начал
Перед концертом Арсентий Ткаченко признался, что Мурманская область для него - место особенное. Именно в Мурманске несколько лет назад он впервые встал за дирижерский пульт с оркестром «Виртуозы Москвы». Сейчас он штатный дирижер Национального филармонического оркестра России (НФОР), которым, как и «Виртуозами», руководит Владимир Спиваков. Так вот, первое выступление Ткаченко с НФОР было также у нас - в Кировске.
- Поэтому для меня эта земля - территория больших начал. Я ей очень благодарен и всегда с удовольствием сюда возвращаюсь. Очень мечтаю в Териберку доехать когда-нибудь. Но для этого нужно либо приехать раньше, либо остаться подольше, а с этим всегда сложно, - посетовал Арсентий Ткаченко.
Говоря о Владимире Спивакове, дирижер отметил, что маэстро никогда не пытался его напрямую чему-то научить.
- Но своими беседами он очень много в меня вложил. Он дает возможность мне самостоятельно развиваться и, самое главное, самостоятельно думать, - рассказал Арсентий Ткаченко.
Касаясь подбора программы, дирижер сказал, что задумывал удивить мурманскую публику чем-то новым. Произведение Кристофера Уилсона «Виртуозы» впервые исполнили в прошлом году. Как выяснилось, это была российская премьера сюиты.
- Чтобы не только удивлять, но и сыграть что-то легкое, веселое, чтобы все ушли с хорошим настроением, мы поставили Бернстайна, Роту, Ромеро. Хочу, чтобы у всех был прекрасный вечер, - пояснил Ткаченко.
Надо признать, задумка дирижера вполне удалась. Помимо названных произведений, на бис оркестр исполнил какую-то немыслимо залихватскую джазовую обработку «Турецкого марша» Моцарта, так что хорошее настроение было гарантировано, что и подтвердили зрители горячими аплодисментами.
Здесь хорошо
Сказать, что Владимира Спивакова в Мурманске любят, пожалуй, было бы не вполне точно. Нет, у нас его буквально обожают. По крайней мере, об этом свидетельствовала неистовая буря аплодисментов, разразившаяся, как только маэстро шагнул из-за кулис на сцену областной филармонии и озарил зал своей невероятно обаятельной улыбкой.
Как и всегда, Владимир Теодорович сумел удивить слушателей - первое отделение он сделал вокальным и составил из беспроигрышных хитов двух величайших русских композиторов - Чайковского и Рахманинова.
Исполнила романсы Елизавета Пахомова, обладательница чудесного сопрано и солистка театра, чье официальное название насчитывает целых 14 слов: Московский академический музыкальный театр имени народных артистов Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Впрочем, все меломаны любовно именуют его запросто - «Стасик».
Атмосферу в зале как нельзя лучше выражало название знаменитого романса Сергея Рахманинова на слова Глафиры Галиной «Здесь хорошо». Елизавета Пахомова обладает не только превосходным голосом, но еще и замечательным актерским мастерством, вообще характерным для артистов «Стасика». Плюс блестящее музыкальное сопровождение «Виртуозов Москвы» - все это вызвало неподдельный восторг слушателей.
Уникальный концерт
Во втором отделении прозвучали невероятно зажигательные «Румынские танцы» Белы Бартока, а также 4-я симфония Луиджи Боккерини. Филигранное мастерство «Виртуозов Москвы» во главе с выдающимся дирижером Владимиром Спиваковым зрители высоко оценили, аплодируя, не жалея ладоней.
Как и всегда, Владимир Теодорович сам представляет произведения, исполняемые на бис. С этой целью для маэстро приготовили микрофон. Он объявил «Польку-пиццикато» Иоганна Штрауса. Затем «Венгерскую польку» того же композитора, с улыбкой отметив под одобрительный смех зала, что с венграми у нас отношения хорошие.
После этого маэстро удалился за кулисы, но овация не смолкала. И Владимир Теодорович не обманул ожиданий. Дружное «Ах!» вырвалось у слушателей, когда они увидели в руке идущего из-за кулис Спивакова вместо дирижерской палочки... скрипку! Маэстро давно уже не выступает как концертирующий скрипач - годы все-таки берут свое, и перфекционист Спиваков считает, что руки уже не те. Но в редких случаях делает исключение. Так что присутствовавшим на концерте чрезвычайно повезло.
Владимир Теодорович рассказал историю о том, как режиссер знаменитого оскароносного фильма «Завтрак у Тиффани» Блейк Эдвардс ставил задачу композитору Генри Манчини: «Это должна быть музыка счастья». Именно такая музыка у него и получилась, за что Манчини также был удостоен «Оскара». Это произведение и исполнил на скрипке Владимир Спиваков в сопровождении своего камерного оркестра. Это было просто потрясающе! Казалось, стены филармонии рухнут от громовой овации. Вот таким получился этот уникальный концерт. Музыкой счастья смело можно назвать то, что прозвучало в этот вечер.
Для разговора с журналистами Владимир Спиваков на этот раз выбрал время не до, а после концерта. Он сразу же напомнил, что с Мурманском оркестр связывает не только концертная жизнь, но и трагические дни мая 2019 года, когда много северян погибло в случившейся в Москве катастрофе пассажирского самолета.
- Мы тогда приехали к вам и разделили ваше горе. А разделенное горе - это всегда половина горя. Мы это помним, жители Мурманска, конечно, тоже это помнят. Поэтому мы приготовили специальную программу - для друзей. Мне кажется, что концерт удался обоюдно. Мы принесли радость людям. Это важно. Такие концерты нужны, потому что они вдохновляют. Люди чувствуют, что их любят, уважают, понимают. Жизнь другими красками сверкать начинает, - считает Владимир Спиваков.
Нынешний год - юбилейный. «Виртуозам Москвы» исполнилось 45 лет, а сам Владимир Теодорович 12 сентября отметил свое 80-летие. Воспользовавшись «служебным положением», я поздравил маэстро и пожелал ему здоровья и неиссякаемой энергии на долгие годы, и спросил, о чем он мечтает. Мудрый Спиваков ответил, что вершина - это последний шаг перед спуском:
- Поэтому нужно все время идти от вершины к вершине не останавливаясь. Говорят, дирижеры проживают долгую жизнь. Почему? Потому что у них цель впереди все время. Нужно иметь цель - концерты, новые программы, какие-то новые идеи, новые встречи.
Говоря о дирижерском искусстве, маэстро высказал убеждение, что музыка должна «дышать, рождаться прямо на ваших глазах». Когда это происходит, люди вовлекаются в процесс, становятся соучастниками, созидателями в творчестве.
На следующий день оркестру во главе со своим создателем предстояло выступление в Североморске. Владимир Теодорович признался, что очень любит моряков, потому что в детстве мечтал быть морским военным инженером.
- Больше всего доверяю морякам. Это я могу сказать точно, - подчеркнул Владимир Спиваков.
Осталось добавить, что вместе с мурманчанами концерт «Виртуозов Москвы» по видеотрансляции смотрели любители музыки во многих городах Мурманской области. На прощанье журналисты дружно просили блистательного маэстро и его замечательный коллектив приезжать еще. Что ж, будем ждать.